Кризисные инвестиции: как выгодно привлечь финансирование в ваш бизнес

Мировой кризис спровоцировал падение цен на качественные активы, поэтому продавцу нужно предпринять шаги для максимизации стоимости его бизнеса.

Мир постепенно выходит из карантина, но кризис только начинается. По прогнозам Мирового валютного фонда, мировая экономика не досчитается около 10 трлн долларов и еще столько же уйдет на борьбу с кризисом, а последствия экономического коллапса люди будут чувствовать ближайшие несколько лет.

Логично, что в таких условиях инвесторы не спешат тратить деньги в прежних масштабах, предпочитая занимать выжидательную позицию.

Фото Depositphotos.com

По данным S&P Global Market Intelligence, количество M&A сделок в мире за апрель—май 2020 года сократилось почти в два раза — с 7107 до 3770. Инвесторы предпочитают занимать выжидательную позицию, аккуратно инвестируя в новые бизнес-направления.

Тем не менее, M&A сделки продолжаются, хотя и расширять свой инвестиционный портфель покупатели предпочитают за счет компаний, которые от карантина скорее выиграли. Например, e-commerce проекты, ИТ-компании, сектора фармацевтики и медицины. Одна из таких сделок — поглощение компанией Zoom стартапа Keybase для внедрения сквозной системы шифрования.

В Беларуси сложилась аналогичная ситуация: большинство новых активностей со стороны инвесторов отложены до лучших времен. Единственное, можно выделить ИТ-сектор, который пока себя чувствует лучше других на фоне текущей ситуации.

Мировой экономический кризис спровоцировал падение цен на качественные активы. Это понимают опытные инвесторы, которые не упустят шанса выгодно вложиться в проект или приобрести бизнес. Из-за режима самоизоляции на рынке M&А накапливается отложенный спрос, и к концу года активность инвесторов значительно возрастет.  Продавцу уже сейчас нужно максимально ответственно подойти к вопросу оценки своего бизнеса и предпринять шаги для максимизации его стоимости

 

Шаг 1. Максимизируем стоимость бизнеса

Карантин скоро закончится, а кризис, влияющий на дисконтирование цены вашего актива, может затянуться. Именно поэтому важно уже сейчас начинать «работу над собой», нивелируя факторы, снижающие стоимость бизнеса. Целью стратегии продажи компании (или привлечения в нее инвестиций) должно стать недопущение оценки на основании кризисного года. Для этого в процессе определения стоимости бизнеса учитывают целый ряд непрямых факторов, например, темпы роста бизнеса или управленческую команду. Грамотно влияя на факторы оценки можно повысить стоимость актива минимум на 10%.

 

Шаг 2. Прорабатываем бизнес-модель

Усовершенствуйте каждый элемент бизнес-модели вашей компании. В посткарантинный кризис привлечь финансирование будет больше шансов у устойчивого бизнеса, способного к масштабируемости. Проанализируйте стоимость переключения, источники регулярного дохода, структуру издержек и акцентируйте внимание инвестора на сильных сторонах.

В качестве долгосрочной цели разработать go-to-market strategy. Пусть сейчас не лучшее время выводить новые продукты на рынок, однако и владелец бизнеса, и весь менеджмент должны быть готовы запускать новые проекты. Иначе компания не будет интересна инвестору.

 

Шаг 3. Добиваемся инвестиционной привлекательности

Покупатель охотнее вкладывает средства в простой и понятный ему бизнес. У вас должна быть прозрачная стратегия и четкие приоритеты. Инвестор должен сразу видеть свои выгоды, например, гарантии возврата инвестиций и точку выхода из проекта.

Даже если вы не планируете привлекать инвестиции в текущем году, реализация грамотной стратегии поможет увеличить стоимость бизнеса на будущее.

 

Шаг 4. Добиваемся финансовой прозрачности

Проведите аудит инвестиционных активов и финансовый Due Diligence своей компании: оцените качество его активов, проведите анализ доходов и расходов. Не менее важно провести инвентаризацию «слабых мест» финансовой модели бизнеса и предпринять шаги по их устранению.

Это позволит собственнику понимать, какова реальная стоимость его компании и даст дополнительные аргументы для успешных переговоров.

 

Шаг 5. Рисуем «портрет инвестора»

Владелец бизнеса, только задумавшись о привлечении инвестиций, должен определиться какой инвестор — стратегический или финансовый — подходит для его целей. Для этого нужно выявить соотношения между рисками и выгодами, полученными от партнерства.

Стратегический инвестор чаще всего приобретает мажоритарный пакет акций, желая единолично принимать решения в отношении вашего бизнеса, и ожидает от него синергетического эффекта. Плюсами такого партнерства для владельца бизнеса станут усиление позиции компании в отдельных нишах, увеличение рыночной доли, доступ к зарубежным рынкам.

Финансовый партнер нацелен на выгодную продажу доли в бизнесе через некоторое время и получение дивидендов, а поэтому нацелен на усиление финансовой функции компании. При этом он выкупает небольшую долю в бизнесе, и его глубина погружения в компанию значительно меньше. Этот вариант партнерства подходит предпринимателям, которые не хотят терять контроль над бизнесом.

 

Подводя итог, заметим, что, несмотря на инвестиционную стагнацию, действительно качественных активов в Беларуси не так много. Не занимайте выжидательную позицию, предпринимайте шаги для увеличения стоимости вашего бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности и выстраивайте отношения с инвестором правильно.

 

Сергей ГОНЧАРЕВИЧ, управляющий партнер Capital Times Investment Advisory

Кирилл КРУПЕНКОВ, директор минского офиса Capital Times Investment Advisory