Как Валерий Цепкало помогал продвигать за рубежом белорусскую водку

Речь идет о так и не вышедшем на рынок бренде «Марк Шагал».

В начале 2000-х нынешний претендент на пост президента Валерий Цепкало был причастен к продвижению за границей премиальной белорусской водки. Но денег на этом не заработал — помогал другу-бизнесмену безвозмездно, да и проект оказался неудачным.

Речь идет о водке под брендом «Марк Шагал». Ее выпускали на заводе «Минск-Кристалл» по заказу белорусско-французского предприятия «Вуадор». На бутылке был изображен портрет художника и гравюра с видами его родного Витебска. Водка позиционировалась как премиальная.

22 мая 2002 года Валерий Цепкало зарегистрировал на себя доменное имя vodkachagall.com. Информация об этом есть на сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Регистрация произошла в промежутке, когда Цепкало уже был освобожден он должности посла Беларуси в США и Мексике (апрель 2002 года), но еще не перешел на работу в Администрацию президента помощником Александра Лукашенко по науке и технологиям (июль 2002 года).

Сайт vodkachagall.com сейчас недоступен, но его можно найти в архиве.

Компанией «Вуадор» руководил бизнесмен Анатолий Бондарчук. Самые известные алкогольные напитки компании — коньяк «Вуадор» и водка «Всеслав Чародей», которая в 2000 году была официальным напитком на вручении премии «Оскар», засветилась на светских раутах в Монако и Каннах.

Водку «Марк Шагал» также ориентировали на ёмкие зарубежные рынки — США, Австралия, Япония и Великобритания.

«Компания “Вуадор” одной из первых в Беларуси зашла в сегмент премиум-водки, но алкогольный бизнес тяжелая штука», — рассказал Naviny.by источник в алкогольной отрасли, который осведомлен о сотрудничестве частного предприятия с «Минск-Кристаллом».

По словам нашего собеседника, у правоохранительных органов возникли вопросы к Анатолию Бондарчуку, поэтому он уехал из страны. Это произошло в конце 2005 года.

В это же время французский «Комитет Марка Шагала» вел борьбу против использования имени художника в торговых марках белорусских предприятий. По мнению представителей комитета, продажа водки «Марк Шагал» дискредитировала одного из самых известных представителей авангарда XX века.

«Продажа водки не имеет ничего общего с творчеством и духовностью Марка Шагала, а наш комитет не имеет никакого отношения к ее выпуску и распространению», — заявляла журналистам внучка художника Мерет Мейер-Грабер.

Комитет подал жалобу на Валерия Цепкало, на имя которого, напомним, был зарегистрирован домен vodkachagall.com. Жалобу рассматривал Центр по арбитражу и посредничеству ВОИС. В переписке с арбитражем Валерий Цепкало сообщил, что «отказался от веб-сайта и закрыл контент». В июле 2006 года спор по использованию доменного имени разрешился в пользу Комитета Марка Шагала. Валерий Цепкало в то время уже более полугода возглавлял Парк высоких технологий.

Пресс-секретарь Цепкало Алексей Урбан в ответ на обращение Naviny.by подтвердил, что Цепкало «регистрировал такое доменное имя в 2002 году по просьбе друзей, но производство водки не началось».

По сведениям Naviny.by, водка «Марк Шагал» все же была выпущена небольшой партией, но в связи с возникшими проблемами с использованием имени художника ее никуда не продавали.

В 2009 году «Вуадор» был признан банкротом и ликвидирован, указано в Едином государственном регистре юридический лиц и индивидуальный предпринимателей.

Сейчас бывший глава «Вуадор» Анатолий Бондарчук живет в Украине. Согласно его декларации, он является основным владельцем компании Nordcom Global. Ему принадлежит 80%. Центральный офис находится в Таллинне, представительства расположены в Австрии, Германии и Украине. На сайте Nordcom Global указано, что компания специализируется на разработке и поддержке цифровых платформ, систем поддержки принятия управленческих решений, а также систем защиты информации.

Анатолий Бондарчук также является основателем благотворительной организации «Международный фонд цифрового наследия» с офисом в Киеве. Как указано на сайте, целью фонда является оцифровка и сохранение культурного наследия человеческой цивилизации, а также создание условий для его дальнейшего исследования.

Валерий Цепкало сотрудничает с обеими структурами Анатолия Бондарчука. На сайте фонда он обозначен как глава наблюдательного совета. На сайте Nordcom Global упоминается в числе менеджеров экспертной группы.

В беседе с Naviny.by Анатолий Бондарчук подтвердил, что давно знаком с Валерием Цепкало и до сих пор поддерживает с ним дружеские отношения.

По словам Бондарчука, когда Цепкало был послом в США, то помогал регистрировать торговую марку, чтобы наладить продажи водки. Анатолий Бондарчук также не исключил, что мог попросить Валерия Цепкало зарегистрировать на себя сайт для продвижения белорусской водки.

«Может, я и просил тогда, чтобы он зарегистрировался вместо меня, но я не помню, потому что это было давно. Я его постоянно просил, чтобы он помогал. Он, так сказать, был далек от водки, он больше любит вино», — рассказал бизнесмен.

После того, как Валерий Цепкало покинул пост главы ПВТ, то консультировал Анатолия Бондарчука «по многим вопросам», пока не решил выдвинуться в президенты.

«Это были в основном советы. У нас были отношения не на коммерческой основе, а чисто дружеские», — отметил Анатолий Бондарчук.

Он и сейчас периодически общается с Валерием Цепкало. «Мы общаемся на частном уровне, политика в Беларуси меня не интересует, но я искренне желаю Валерию удачи», – сказал Анатолий Бондарчук.

А «Всеслав Чародей», кстати, выпускается до сих пор — в водочной линейке предприятия «Минск-Кристалл».