Дистанционное обучение в белорусских школах: на ходу и кто как умеет

Около 700 тысяч детей после каникул не вернулись в школы. Как они учатся?

В Беларуси сегодня сложилась беспрецедентная ситуация — дети ходят в школу по желанию. Точнее, многие родители, учитывая ситуацию с распространением коронавирсуа, просто не выпускают своих детей из дома. В этой связи учителям приходится на ходу и кто как умеет выстраивать методику дистанционного обучения — кто через вайбер, кто через zoom. При этом сам принцип дистанционного обучения в белорусском среднем образовании находится фактически вне правового поля.

Фото ru.freepik.com

После весенних каникул, которые вынужденно длились три недели вместо одной, Минобразования с указания президента дало команду все же начать четвертую четверть. Однако в школу вернулись далеко не все ученики. По оценкам Минобразования (излишне оптимистичным, как кажется), сейчас уроки в школах посещают порядка 30-40% учеников

Соответственно, более 700 тысяч детей остались дома. Возникает вопрос, как они вовлечены в учебный процесс?

 

Что сделано и что не сделано

Считается, что с ними занимаются дистанционно. По данным Минобразования, более 85% учреждений образования технически могут вести обучение удаленно, более 85% учителей готовы вести образовательный процесс с использованием информационных технологий, а более 75% учащихся — учиться удаленно.

Однако единой платформы для дистанционного обучения нет (есть кое-что для индивидуального обучения). Учителя используют те средства коммуникации, которые в силах самостоятельно освоить и которые доступны ученикам.

«Нас администрация нацелила отправлять задания детям по вайберу. Они фотографируют свои работы, отсылают нам. Вообще-то для меня эта ситуация новая, к системе дистанционного обучения я не была готова», — рассказала учитель русского языка одной из школ Минска.

Например, Минобразования рекомендует учителям всё подряд — от скайпа и таблиц Google до zoom и нового белорусского ресурса Peregovorka.

Есть портал Вучань.by, где собраны видеоуроки и электронные учебники по большинству школьных дисциплин. Есть издательство «Аверсэв», которое открыло доступ к учебным материалам для 4-й четверти как для учителей — планы-конспекты для организации уроков, так и для учеников — рабочие тетради, сборники самостоятельных и контрольных работ по всем предметам. Есть приложение Aversev Media, которое позволяет пользоваться учебниками, методическими и учебными пособиями на смартфоне или планшете.

Как отмечает преподаватель, автор проекта «Народный учебник» Сергей Ольшевский, уже много лет в Беларуси развивается электронное образование, есть соответствующие национальные и отраслевые программы, на их реализацию выделяются средства.

«Уже должна была быть создана национальная система электронного образования и виртуальное образовательное пространство. Уже могли бы функционировать интернет-сервисы для взаимодействия школ, органов управления и учеников, но этого нет. Велосипед только изобретают», — говорит Сергей Ольшевский.

 

Дистанционка в школе вне закона

Учитель с многолетним стажем, эксперт в сфере образования Евгений Ливянт уверен, что в имеющихся условиях организовать дистанционно нормальный учебный процесс нельзя.

Суть учебного процесса в том, что материал изучается всем классом, который является постоянным коллективом, отметил Ливянт. Таким образом создается ситуация, когда все дети изучают материал на относительно одинаковом, сравнимом уровне. Когда материл изучает лишь часть детей и тем более с разной скоростью, эффективное преподавание предмета невозможно, говорит эксперт.

«В создавшейся ситуации проблема в том, что условные группы детей не являются постоянными. Дети приходят в школу, потом остаются дома и наоборот, тем самым члены групп меняются местами. В таких условиях нормальный учебный процесс невозможен даже при условиях компьютерного оснащения каждого ученика и учителя», — считает Евгений Ливянт.

Но сегодня главная проблема, подчеркнул эксперт, не в этом, а в том, что «система дистанционного образования не то что не готова, в этом направлении вообще ничего не сделано, проекты оказались мифическими, а правовые механизмы отсутствуют».

В действующем Кодексе об образовании возможность дистанционного обучения прописана для учреждений высшего образования. «По сути, работающие с детьми на удаленке учителя находятся вне правового поля», — отметил Ливянт.

Он считает, что отсутствие правовых механизмов — это зона ответственности Минобразования, «эту правовую преграду надо устранить».

 

Кто защитит учителя

После каникул в школы не вернулась не только значительная часть учеников. Есть «потери» и среди учителей.

Например, учитель младших классов из Минска Татьяна написала заявление на отпуск за свой счет.

«Если бы не увеличили пенсионный возраст, я была бы на пенсии. Мне жалко, что мои ученики оказались в такой ситуации, но я боюсь, что если заболею коронавирусом и получу осложнение, не выберусь. Мое состояние здоровья на это намекает. Моя дочь живет за рубежом, в данной ситуации она не приедет в Беларусь, как вы понимаете. Я живу одна. Кто позаботится обо мне, если что-то случится? Так что я не горжусь своим поступком, но в школу не хожу», — рассказала Татьяна корреспонденту Naviny.by.

Она могла бы могла заниматься с детьми дистанционно из дома, но администрация школы предпочла другой вариант, найдя замену:

«Моя зарплата — единственный источник существования, запасов у меня нет, надеюсь дожить до оплачиваемого отпуска. Непросто накопить денег с зарплатой около 900 рублей до нового года и 750 рублей теперь, когда зарплату пересчитали после изменения системы оплаты бюдженикам. И знаете, мне жаль учителей, которым приходится работать за такую зарплату с двумя группами учеников — теми, которые приходят в школу, и теми, которые остались дома. Это двойная нагрузка».

По этому поводу Евгений Ливянт отметил, что нынешний кризис «развел по разные стороны тех, кто приходил в школу учиться и учить, и тех, кто отбывал время».

«Заинтересованные в результате учителя создают группы в мессенджерах, социальных сетях, работают на разных платформах, причем тихо, не озвучивая свои успехи журналистам. Я знаю учителей с COVID-19, которые лежат в больнице и проводят дистанционные занятия», — рассказал эксперт. В сложившейся ситуации, считает Евгений Ливянт, «учитель должен иметь возможность отказаться от физического посещения школы. Но государство не предоставляет такой возможности. А если человек ушел в отпуск за свой счет, то за что ему жить? Особых материальных запасов прочности у учителей нет».

Правда, Минобразования пообещало учителей поддержать. Как сообщила начальник управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Каржова, ведомство рассматривает возможность доплаты учителям, которые «будут задействованы в информационном сопровождении учащихся, обучающихся на удаленке».

«Уже есть предварительная договоренность с Министерством финансов. О том, какие это будут доплаты и как они будут вводиться, сможем конкретно говорить, когда будет принят соответствующий нормативно-правовой документ», — сказала она.