Власти приказали ценам сильно не расти и запретили вывозить из страны гречку

Правительство хочет сдержать цены и обеспечить рынок товарами на фоне коронакризиса.

Белорусское правительство запретило государственным и частным компаниям повышать цены на товары и услуги выше 0,5% ежемесячно, а также вывозить из страны гречку, лук и чеснок. Таким образом власти хотят «стабилизоровать ситуацию на потребительском рынке» на фоне пандемии коронавируса и вызванного ей экономического кризиса.

 

Совмин спасает потребительский рынок

Временный запрет на вывоз касается гречихи, гречневой крупы, лука-севка, лука репчатого и чеснока вне зависимости от страны их происхождения. Ограничительная мера будет дейстововать в течение трех месяцев, сказано в постановление Совета министров.

Документ принят после заседания Коллегии Евразийской экономической комиссии, которое прошло 31 марта. На нем станы ЕАЭС договорились ввести временный запрет на вывоз отдельных видов товаров.

«Введение запрета позволит обеспечить население достаточным количеством таких товаров во время обострения санитарно-эпидемиологической обстановки», — сообщили в ЕЭК.

Кроме того белорусское правительство еще одним постановлением ограничило повышение цен на товары и услуги в Беларуси. Государственным и частным компаниям, а также индивидуальным предпринимателям необходимо не допускать роста цен и тарифов более чем на 0,5% ежемесячно.

Повышение цен и тарифов выше установленного предела допускается только по согласованию с Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совмине. Нарушителям пригрозили административной и уголовной отвественностью.

Постановление будет действовать до 30 июня. Документ принят «в целях недопущения роста цен и обеспечения потребительского рынка товарами».

 

Белорусы вошли в стадию «про запас»

В последнее время торговые сети отмечают повышенный спрос на некоторые товары.

На фоне новостей о пандемии COVID-19 белорусы закупаются мукой, крупами, консервами, растительным маслом, туалетной бумагой и другими товарами

«Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 стала глобальным вызовом, который продолжает менять потребительские привычки и настроения по всему миру», — отмечают в компании Nielsen.

Она выделила шесть стадий изменения потребительского поведения — предчувствие эпидемии; проактивная забота о здоровье; про запас; карантин; жизнь, полная ограничений, становится привычной для потребителей; новая норма.

Как считают в Nielsen, Беларусь сейчас находится на третьей стадии — про запас. В этот период потребители испытывают большую тревогу, поэтому заблаговременно готовятся к возможному карантину: закупают самое необходимое — крупы, макаронные изделия, кофе, чай, товары здорового питания, а также необходимые товары личной гигиены, средства для лечения простуды.

Этот период характеризуется ростом потребительских корзин и увеличением частоты походов в магазины.

По данным исследования Nielsen, проведенного с 20 по 23 марта, 26% белорусов уже сделали запасы продовольствия или планируют это сделать в ближайшее время.

Лидерами в корзине «про запас» стали такие категории как бакалея, средства для мытья и дезинфекции рук, чай и кофе, бумажные изделия (туалетная бумага, платки и полотенца для рук), средства для уборки в доме.

 

Девальвация рубля толкает цены вверх

Масла в огонь подливает девальвация белорусского рубля на фоне падения мировых цен на нефть.

В марте официальный курс доллара вырос на 16,22% — до 2,6023 рубля. На этом фоне белорусы стали раскупать валюту и бытовую технику.

Из-за роста курсов валют неизбежно растут цены на импортные товары. Как показал мониторинг сервиса по сравнению цен в магазинах InfoPrice, в сетях «Евроопт», «Соседи», «Корона», «Виталюр», «Гиппо», Green импортные товары выросли в цене в среднем на 3-5%.

Инфляция в 2020 году не выйдет за пределы 5%, прогнозировал глава Национального банка Павел Каллаур в феврале этого года. Пока прогноз по инфляции никто не пересматривал.