Иван Таборов. ЛИЧНЫЙ ОПЫТ. «Низзя!» как тормоз развития туризма

Иван ТАБОРОВ

Иван ТАБОРОВ

Режиссер и ведущий трэвел-шоу «Субботники».

В Беларуси есть много достойного, что можно показать приезжим. Но удивительное дело: не все этого хотят. Иногда продвижению туристических достопримечательностей и объектов гостеприимства мешают… даже сотрудники заведений! То есть люди, казалось бы, непосредственно заинтересованные в успехе: в туристах, в посетителях, в показах на youtube, в бесплатной рекламе, наконец!

Сняв целый сезон трэвел-шоу «Субботники», объехав за полгода все области Беларуси, хочу рассказать о вывихах белорусского гостеприимства.

В нашем трэвел-шоу зрители обязательно получают ответы на вопросы: что посмотреть, где поесть, насколько сложно путешествовать с ребенком.

И вот едем в Гомель, выбираем модную тамошнюю бургерную, даже с интересным брендингом — есть что показать… Вдруг съемку прерывает молодая официантка: «У нас фотографировать запрещено!» Ситуация анекдотическая. Невозможно заподозрить девушку в советской еще шпиономании: в силу субтильного возраста она не знает, что полвека назад человек с Canon в руках вызывал подозрение одним своим видом.

Девушка не защищала права на приватную жизнь других посетителей: ни в кадре, ни за соседними столиками никого, кроме нас. Мы не заглядывали в холодильник, не были похожи на «Ревизорро». В общем, мы всем видом излучали дружелюбие. А молоденькая официантка воплощала собой принцип «низзя!», который комик Вячеслав Полунин высмеял задолго до ее рождения.

Может быть, владельцы заведения объяснят, наконец, девушке, что уже давным-давно «Ззя!». Более того: «Мо!» и даже «Ну!».

 

 

Основа нашего трэвел-шоу — честность. Пробуешь блюдо и говоришь, понравилось или нет, музей интересный или заходить не стоит, архитектура поражает или не на что смотреть. Доверие зрителя — самая дорогая валюта.

Например, на нашем канале десятки тысяч людей вместе с нами продегустировали бургеры с фуд-трака в Гродно. Так владельцы гродненского заведения с гордостью запостили нашу бесплатную рецензию у себя в соцсетях, используя этот канал продвижения. Потому что понимают: удачное фото в инстаграме, отзыв трэвел-блогеров на youtube может послужить узнаваемости заведения больше, чем ощутимый рекламный бюджет. А вот гомельский бургер снимать нельзя. Даже как-то обидно за город!

Или вот музей-усадьба Огинского. Того самого, что написал полонез «Прощание с Родиной». Великолепный парк, архитектура классицизма, замечательная история шляхетского рода. Северные Афины, одним словом. В музей заходим — и упираемся в жесткий запрет: снимать без разрешения администрации нельзя. А сегодня выходной, где мы вам ту администрацию найдем!

И вот, наконец, вопрос смотрителей, который, казалось бы, ведет нас к счастливому разрешению на съемки: «Вы же это где-то на ю, этом самом, тьюбе будете размещать?» Мы радостно: «Да!» Зря радовались: «Так тем более нельзя! Это все отслеживается!»

 

 

Дорогие музея охранители, рассказать вам, как «это всё» должно отслеживаться?

Едем мы снимать рождественский выпуск трэвел-шоу «Субботники» по маршруту Вильнюс — Рига — Таллинн — Хельсинки, и за сто километров до эстонской столицы обнаруживаем при дороге автомобильный музей. Огромный ангар, заставленный советскими и зарубежными автораритетами.

Когда мы всей съемочной группой в пять человек (увешанные камерами, с которыми к Огинскому ни-ни!) заходим в этот ангар, смотритель-пенсионер интересуется, кто мы такие. Рассказываем, показываем выпуски трэвел-шоу прямо с телефона, отправляем ему ссылки. Пока мы снимаем, он с интересом смотрит тот же выпуск про Гродно уже у себя на компьютере.

К слову: восемь евро с человека за вход в музей нас никто не попросил оплатить. Пишу «никто», потому что все это время за нами из Таллинна внимательно следил сам владелец богатейшей автомобильной коллекции — через веб-камеры. От смотрителя он уже получил информацию, что приехали трэвел-блогеры из Беларуси, тоже успел посмотреть пару выпусков и более того — удаленно по интернету увидел, мимо чего в его музее мы торопливо прошли.

А это был автомобиль, который великий эстонский шахматист Керес получил в качестве приза на турнире в США. Роскошное авто прибыло в Советский Союз в качестве посылки с коротким адресом: «СССР, Паулю Кересу». По указанию владельца музея смотритель показал нам почтовую квитанцию 1963 года, оригинальный техпаспорт и все отметки о техосмотре этого авто за почти тридцать советских лет. Снимать, говорите, нельзя?

 

 

Возможно, из-за этого «низзя» об Огинском если кто что и знает, так только полонез. А то, что Михал Клеофас Огинский был казначеем Великого Княжества Литовского, активным борцом за независимость Речи Посполитой, а потом, несмотря на это, и российским сенатором, доверенным лицом императора Александра I, а до того лично встречался с Наполеоном… Что в его судьбе отразилась и наша история, и несостоявшиеся надежды наших предков, и столько раз сбывавшаяся грусть «Расставания с родиной». Кто ж об этом узнает? Снимать же нельзя!

К слову, с момента появления трэвел-шоу «Субботники» о нас с интересом написали многие интернет-ресурсы: все-таки еженедельные выезды с пятимесячным ребенком на руках — довольно серьезное приключение. Региональные информагентства интересовались нашими впечатлениями о своем городе, ресурсы для мам — особенностями путешествия с детьми, туристические платформы — выбором маршрута и достопримечательностей.

Мы много кому отправляли информацию о себе, о том, как мы продвигаем туристические жемчужины родной Беларуси — за свой счет, бесплатно для музеев, замков и усадеб, которые мы показываем.

Что характерно: из всех ресурсов, которым мы отправляли информацию о себе, свежее трэвел-шоу не удостоил вниманием только сайт Национального агентства по туризму…

И к слову, сюжет о Шагале практически невозможно снять в Витебске, зато в Нью-Йорке в музее «Метрополитан» — никаких к этому препятствий. Тоже, знаете ли, личный опыт.

Хочу обратиться ко всем в Беларуси, кто имеет отношение к туризму: слова «блогер» и «шпион» — не синонимы! Рассказывайте о себе при любой возможности, не стесняйтесь объективов, не бойтесь американских слов «ютуб» и «инстаграм».

В современном мире именно открытость ведет к успеху.

 

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».