Королевство кривых зеркал. Белорусские власти и госСМИ извращают смысл выборов

Для начальства главное — не дать электорату осознать, что это вообще-то механизм смены правящих элит…

Государственное телевидение проснулось и стало трубить про выборы. Но сугубо в том духе, что, вот, надо выполнить гражданский долг. Чиновники и госСМИ смещают фокус на организационные и технические моменты парламентской кампании, затушевывая смысл выборов как конкуренции идей, борьбы за голоса и механизма ротации власти.

«Сейчас эфирное время, посвященное освещению выборов, значительно увеличилось. Но не стало больше информации о кандидатах, их программах. Главный посыл этих материалов — нужно голосовать», — отметил председатель Белорусской ассоциации журналистов Андрей Бастунец. 14 ноября в Минске БАЖ презентовал результаты очередного этапа своего мониторинга: как СМИ освещают эту электоральную кампанию.

 

«Досрочка»: вертикаль рвет жилы

«Сегодня стартует четвертый день гонки», — вещает телеканал «Беларусь 1», имея в виду досрочное голосование. Оговорка по Фрейду. Вообще предвыборная гонка (если эта заезженная метафора в принципе применима к вялым, сонным белорусским выборам) идет давно, но для властей сверхзадача сейчас — именно загон на «досрочку».

Функционеры, отвечающие за явку в том или ином регионе, учреждении, надо думать, стремятся не ударить в грязь лицом, не оказаться в хвосте — вот тут действительно идет состязание.

И успехи вертикали впечатляют. За первые три дня досрочно проголосовало 19,43% избирателей. На парламентских выборах 2016 года показатель за три дня составил 16,71%, в 2012 году — 12,5%. Так что «прогресс» налицо.

При этом зашкаливающую «досрочку» давно критикуют оппоненты власти, считающие, что ее результаты особенно легко подтасовать. Предлагается ее реформировать — сделать более прозрачной, а также минимизировать: чтобы заранее могли проголосовать только те, у кого в воскресенье действительно не получается.

Досрочное голосование на выборах в Беларуси превратилось в систему фальсификаций, заявил 15 ноября национальный координатор наблюдательной кампании «Право выбора» Александр Силков. За три дня досрочного голосования наблюдатели кампании зафиксировали 238 нарушений избирательного законодательства, подано 148 жалоб (правда, опыт показывает, что это как о стенку горохом).

На нынешних выборах вертикаль вообще рвет жилы как никогда. Оппозицию особенно сурово отсеяли при формировании избиркомов, регистрации кандидатов. Врубили политическую цензуру на этапе агитации. А в эти дни по полной используется коронный прием — административное стимулирование массированной «досрочки».

 

«Это воспитание инфантильного молодого поколения»

Социальные сети, негосударственные СМИ пестрят свидетельствами того, как студентов и другие зависимые категории избирателей подталкивают проголосовать загодя, прозрачно намекая на неприятности, если ослушаются.

Здесь против властей работают реалии эпохи смартфонов и интернета. Стало намного труднее утаить шило в мешке. Другое дело, что ретивые администраторы не особо боятся засветиться — знают, что их выгородят.

Еще в феврале глава Центризбиркома Лидия Ермошина заявила, что использование административного ресурса для обеспечения явки — «это не принуждение, это скорее воспитание ответственных избирателей». Вчера она повторила мысль, комментируя инфу о загоне студентов на участки: мол, это просто «агитация за участие в выборах. Это воспитание инфантильного молодого поколения. Из них делают настоящих, ответственных граждан».

Но ответственный гражданин — это тот, кто делает сознательный политический выбор. А что у нас?

В речах начальников и в госСМИ выборы, с одной стороны, преподносятся как праздник, с другой — как гражданский долг. Но — упаси боже — не как механизм, при помощи которого можно без баррикад менять надоевшую власть.

С экрана и казенных страниц пиарятся пандусы для людей с инвалидностью, лупы и специальные трафареты для слабовидящих на участках (это хорошо, но неплохо бы еще и дать наблюдателям увидеть подсчет бюллетеней, однако об этой проблеме госпресса молчок).

МВД, МЧС, медики рапортуют, что подходят к выборам во всеоружии. Такое впечатление, что все эти службы готовятся к стихийному бедствию типа урагана «Катрина». Хозяйственники докладывают, как они будут кормить электорат на участках шашлыками и ухой.

Короче, побоку программы кандидатов, побоку то, как они видят будущее страны, и то, что им резко не нравится в нынешних порядках, главное — ушицы похлебать.

 

Кандидаты — в тени, Ермошина — звезда

Таким образом, акценты в госСМИ смещены на технические и организационные моменты, по сути — на обслуживание выборов, которое, по идее, должно быть незаметным, как официанты в ресторане.

Представьте себе, что на свадьбе в ресторане главные фигуры — не жених с невестой, а подносчики блюд: их снимает в разных ракурсах свадебный фотограф, они громко обсуждают гостей (вот тот вызывающе одет и тост не в ту степь погнал, а этого и вовсе надо бы взашей за дверь). Абсурд!

Но на белорусских выборах дело обстоит именно так: кандидаты (борьба идей, программы, лозунги, коллизии соперничества и пр.) в темном закутке, хотя они должны быть ключевыми персонами, а звезда экрана, королева газетных страниц — Ермошина, раздающая свои политические оценки (как правило, негативные в отношении оппозиции и независимых наблюдателей).

В мониторинге БАЖ отмечается, что в подходе госСМИ к выборам «были очевидны акценты на техническую и деперсонифицированную информацию, деполитизацию избирательного процесса и маргинализацию его главных участников».

ГоссСМИ в контексте выборов занимаются продвижением лишь провластных организаций. Выступления кандидатов по ТВ и радио не дублировались на сайтах этих медиа, не выставлялись на «Ютубе», из программ передач было невозможно узнать, кто когда будет обращаться к избирателям (а смотреть все подряд — да, это надо иметь железную выдержку).

И еще букетик красноречивых цифр. Ежедневная новостная программа «Панорама» телеканала «Беларусь 1» за период с 19 октября по 11 ноября отвела теме выборов… 1,6% времени, при том что прогноз погоды занял 7%, а спорт — 11%.

 

Верхам удобен человек-винтик

Негосударственные СМИ, отмечается в мониторинге, активно знакомили избирателей с самыми разными кандидатами, их взглядами и политическими партиями (особо отмечен «блестящий и профессионально реализованный» проект «Дебаты-2019» на Naviny.by), «однако влияние негосударственных медиа на электоральный процесс не является решающим».

Да уж, недаром много лет независимую прессу, равно как и политическую оппозицию, у нас держат в черном теле. В итоге значительная масса электората остается под влиянием государственной пропаганды, которая вопреки декларациям формирует не сознательного гражданина, а человека-винтика.

Идеал верхов — этакий политический дальтоник, послушный, не задающий лишних вопросов обыватель. Сказано — быстренько взял в зубы паспорт и шагом марш на участок. Главное — не за кого проголосовать, а чарку в буфете опрокинуть да беляшом закусить. Кто достоин, а кто не достоин мандата — это и без вас решат.

Между тем торговое начальство через госСМИ анонсирует на участках выездную торговлю со скидками и дегустацией блюд, даже живую рыбу обещает подвезти. Вот только сами выборы неживые и пахнут, как протухшая селедка.

 

Смотрите все программы нашего проекта «Дебаты-2019»: