Как изменится оплата труда бюджетников в 2020 году?

С 1 января 2020 года в Беларуси изменится порядок оплаты труда работников бюджетных организаций. О самых важных изменениях — в обзоре юридической фирмы Legaltax для Naviny.by.

 

Сокращается тарифная сетка

Вместо тарифной ставки первого разряда с нового года вводится базовая ставка в размере 180 рублей.

Это одно из главных новшеств указа от 18 января 2019 № 27, который меняет оплату труда бюджетников.

При этом Минтруда отмечает, что размер базовой ставки планируется приблизить к бюджету прожиточного минимума, что «позволит укрепить тарифную часть зарплаты». Напомним, сегодня БПМ в среднем на душу населения составляет 230,91 рубля.

Сама тарифная сетка сокращается с 27 разрядов до 18. При переходе от одного тарифного разряда к другому, по новым правилам, оклад работников в среднем будет увеличиваться — не меньше, чем на 6%.

Справка. Тарифные разряды по должностям, общим для всех видов деятельности, включены в приложение к постановлению Минтруда от 3 апреля 2019 года № 13. Для работников, к профессиям которых не применяются тарифные разряды, установлены кратные размеры базовой ставки, которые тоже содержатся в этом приложении.

С 1 января 2020 года зарплата бюджетников будет состоять из оклада и стимулирующих и компенсирующих выплат. При этом решено, что к стимулирующим выплатам относятся надбавки и премии, а к компенсирующим — доплаты.

Оклад же, в свою очередь, будет определяться путем умножения базовой ставки на коэффициент тарифного разряда.

Рассмотрим на примерах, как по новым правилам будут рассчитываться оклады бюджетников.

 

Пример 1.

Условие: применяется тарифный разряд.

Помощнику руководителя организации установлен 7-й тарифный разряд (таблица 1 приложения).

Оклад этого работника будет формироваться так: 180 рублей (базовая ставка) × 1,47 (коэффициент, который применяется к 7-му разряду). Получается, оклад помощника составит 264,6 рубля.

 

Пример 2

Условие: применяется кратный размер базовой ставки, сама профессия не тарифицируется по разрядам.

Человек работает билетным кассиром. Согласно параграфу 7 Единого тарифно-квалификационного справочника эта профессия не тарифицируется по разрядам.

Кратный размер базовой ставки для контролера билетов составляет 1,00 (таблица 4 Приложения). А значит, оклад такого работника будет равен 180 рублям, то есть базовой ставке.

 

Пример 3

Условие: применяется кратный размер базовой ставки, сама профессия тарифицируется по разрядам.

Профессия водителя погрузчика тарифицируется по 4-му тарифному разряду. Смотрим таблицу 3 в Приложении: кратный размер базовой ставки, который соответствует этому разряду, равен 1,14.

Следовательно, его оклад формируется так: 180 рублей × 1,14 = 205,2 рубля.

 

Меняется расчет надбавки за стаж

Надбавку за стаж с 1 января 2020 года тоже привяжут к размеру базовой ставки.

Эта надбавка будет зависеть от стажа работы бюджетника: до 5 лет — 10%, от 5 до 10 лет — 15%, от 10 до 15 лет — 20%, от 15 лет и выше — 30%.

Пример. Работник имеет стаж работы в организации 8 лет. Таким образом, его надбавка за стаж с нового года составит 15%. Если посчитать, то 15% от базовой ставки (180 рублей) составляет 27 рублей. Причем этот показатель не зависит от оклада, должности работника или других показателей — таковы новые правила.

А вот надбавка за контрактную форму найма, которая предусмотрена декретом президента № 29 от 26 июля 1999 года, для бюджетников будет устанавливаться в размере не более 50% от оклада.

 

Определены новые размеры премий и выплат

С 1 января 2020 года на выплату премий должны направляться денежные средства в размере 5% от суммы оклада работников. То есть в общем случае премия будет составлять 5% от оклада работника.

Например, если взять оклад помощника руководителя, который равен 264,4 рубля, то премия будет составлять 13,22 рубля (264,4 × 5 / 100).

Помимо премий, бюджетникам ежегодно будет производиться единовременная выплата на оздоровление (как правило, при уходе в отпуск из расчета 0,5 оклада) и материальная помощь (как правило, в связи с непредвиденными материальными затруднениями с направлением на эти цели средств в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов работников).

Точный размер, порядок и условия начисления премий и единовременных выплат определит руководитель в своих локальных правовых актах.

 

Два важных совета нанимателю

Бюджетным организациям нужно подготовиться к новым правилам оплаты труда.

По мнению юриста Legaltax Надежды Смахтиной, во-первых, нужно скорректировать трудовые договоры работников.

Ведь в том случае, когда вносятся изменения в законодательство о труде, условия договора должны быть приведены в соответствие с ними.

Условия оплаты труда, включая размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты относятся к одному из обязательных условий договора.

Более того, изменение этих условий в силу трудового законодательства считается изменением существенных условий труда.

А значит, за месяц до внесения планируемых изменений в договор нужно предупредить об этом работника, а если он откажется продолжать работу на новых условиях, то прекратить с ним трудовые отношения на основании пункта 5 части 2 статьи 35 Трудового кодекса.

Если же сотрудник согласится и дальше трудиться у нанимателя, то нужно будет документально оформить эти изменения. Например, с помощью дополнительного соглашения к трудовому договору.

Во-вторых, нанимателю следует изменить или вовсе издать новые локальные правовые акты.

«Я бы рекомендовала разработать новые Положения о выплатах на оздоровление и материальной помощи. Также понадобится разработать новое Положение о премировании работников, в котором обязательно нужно установить показатели и условия премирования, оговорить размер премий. Внести соответствующие изменения нанимателю нужно и в штатное расписание», — советует Надежда Смахтина.

 

Повышение зарплат — не цель

Благодаря новшествам объем законодательства об оплате труда значительно уменьшится, а механизм формирования зарплаты станет понятнее и прозрачнее.

Это позитивный момент и для работников, и для нанимателей.

«Тем не менее, повышение оплаты труда бюджетников не является целью принятия этих изменений. Это следует и из указа № 27, и из комментария Минтруда, в которых сказано, что при введении новой системы оплаты труда с 1 января 2020 года не допускается снижать размеры начисленной зарплаты (без премии) работников бюджетных организаций, которые действовали на момент введения новых условий оплаты труда», — отмечает юрист.

По мнению Надежды Смахтиной, то, что размер, порядок и условия начисления премий, единовременных выплат и матпомощи остается на усмотрение нанимателя и регулируется локальными документами самой организации, нельзя рассматривать как позитивную меру.

«Очевидно, в новом году наниматель получит больше рычагов для регулирования оплаты труда своих работников», — заключает специалист.