Новейшим ракетным системам армии России нужны колеса. Они есть у Минска

После прекращения действия ДРСМД Россия может вернуться к разработке мобильного ракетного комплекса «Рубеж».

Беларусь способна помочь России в разработке ракетных систем, которые станут реакцией на денонсацию Договора о сокращении ракет средней и малой дальности (ДРСМД).

Фото: Минобороны

Ответом России на выход США из ДРСМД может стать актуализация работ по ряду новейших ракетных вооружений. Так считает известный российский эксперт, главный редактор портала MilitaryRussia.Ru Дмитрий Корнев.

По его мнению, существует возможность адаптировать самоходные пусковые установки (СПУ) ракетного комплекса «Искандер-М» для запуска модифицированных крылатых ракет 3М-14 морского комплекса «Калибр». Дальность действия таких крылатых ракет может достичь 2,5 тысячи километров.

Отметим, что СПУ всех версий «Искандера» размещаются и, скорее всего, в обозримой перспективе будут размещаться на колесных шасси Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) МЗКТ-7930 (колесная формула 8×8).

 

Потомок «Пионера»

Еще более серьезной ответной мерой может стать возобновление работ по мобильным ракетным комплексам РС-26 «Рубеж», которые представляют собой продвинутый аналог советского комплекса средней дальности РСД-10 «Пионер».

По мнению Дмитрия Корнева, «Рубеж» может получить «современную систему управления, с возможностью маневрирования на активном участке, с малогабаритными управляемыми боевыми блоками разработки Московского института теплотехники (МИТ)».

Эксперт допускает, что испытания боевого оснащения для баллистических ракет на внутренней ракетной трассе между полигонами Капустин Яр и Сары-Шаган МИТ ведет именно в интересах «Рубежа».

О характеристиках РС-26 (на Западе комплексу присвоен индекс SS-X-29) на сегодняшний день известно мало. По оценкам экспертов, речь идет о твердотопливной баллистической ракете (БР) с усовершенствованным боевым оснащением и разделяющейся головной частью, выполненной с использованием метода разведения боеголовок, известного среди специалистов как Blue Angels.

Суть заключается в оснащении каждой боеголовки собственной двигательной установкой и индивидуальной системой наведения. Такие боеголовки могут активно маневрировать на всем протяжении полета.

Кроме того, обеспечивается возможность атаковать цели по низковысотным настильным траекториям на расстояниях, которые ДРСМД относит к дистанциям средней и меньшей дальности, с сокращением подлетного времени на 40% относительно «классической» баллистической траектории. Что в принципе позволяет использовать эту ракету как баллистическую ракету средней дальности.

По мнению ряда аналитиков, именно это обстоятельство заставило российское руководство в свое время отложить принятие «Рубежа» на вооружение — чтобы не дать США повода сорвать переговоры о сохранении ДРСМД. Но теперь, когда этот документ прекратил действовать, у Москвы больше нет причин лишать Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) самого современного оружия.

Эскизный проект новой ракеты готовил МИТ. Ее полномасштабная разработка началась в 2006 году. В 2008 году между МИТом и МЗКТ заключен контракт на подготовку колесного шасси МЗКТ-79291 (12×12) под СПУ нового комплекса.

Этот колесный транспортер по габаритам существенно меньше МЗКТ-79221 (16×16), созданного специально для размещения ракетных комплексов «Тополь-М» и «Ярс», и обладает несколько меньшей грузоподъемностью — 50 тонн против 80. Что дало основание экспертам определить примерные массо-габаритные характеристики ракеты нового комплекса: масса пускового контейнера — 50 тонн, стартовая масса самой ракеты — 32 онныт, длина — 13 м.

 

Чем силен «Рубеж»

На основании информации главкома РВСН генерала Каракаева о том, что новая ракета не предназначена для установки в шахтные пусковые установки и что разрабатывался только ее мобильный вариант, аналитики сделали вывод: вероятнее всего, МИТ выполнил новую БР по технологиям баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ).

В техническое задание на ее проектирование не были включены требования повышенной ударостойкости (как у ракет шахтного или двойного варианта базирования), поскольку нет необходимости выдерживать ударную нагрузку при близких ядерных взрывах. А следовательно, появилась возможность облегчить конструкцию БР и увеличить забрасываемый вес.

Более того, в новой БР, скорее всего, использованы первые две ступени БРПЛ «Булава», состоящих на вооружении российских атомных подлодок типа «Борей». Третья ступень ракеты состоит из трех-четырех отдельных боеголовок, объединенных в пакет.

Каждая такая боеголовка оснащена собственным жидкостным ракетным двигателем (ЖРД). Что позволяет многократно (пусть и кратковременно) использовать ЖРД, чтобы совершать маневр уклонения от противоракет класса GBI и SM-3 первого эшелона американской ПРО.

При торможении головных частей в плотных слоях атмосферы до величины менее 3 км/сек ЖРД будет включаться для придания каждой боеголовке дополнительного ускорения (увеличив их скорость до 9,2 км/сек) с целью преодолеть второй эшелон ПРО.

Одним из главных преимуществ стратегических ракет «Тополь-М» и «Ярс», состоящих на вооружении РВСН России, является резкий, по меркам ракетной техники предыдущих поколений, старт. Из-за этого средствам ПРО очень сложно зафиксировать сам факт запуска и применить ракеты-перехватчики системы ЕвроПРО из Польши или Румынии.

В случае с «Рубежом» разгонный этап еще меньше благодаря использованию высокоэнергетичного топлива, применявшегося ранее только на БРПЛ. На шахтных БР оно не применялось ввиду высокой подверженности детонации и чувствительности, близкой к обычному взрывчатому веществу, что не обеспечивает устойчивость к ударной перегрузке при ядерном взрыве.

Упомянутые выше свойства позволяют РС-26 гарантированно преодолевать все эшелоны ПРО.

 

По слухам и достоверно

Согласно сообщениям СМИ, серийное производство БР для «Рубежа» будет налажено на Воткинском машиностроительном заводе, оборудования пусковых установок — на волгоградском заводе «Баррикады». А вот относительно производителя колесных шасси для них у экспертов имеются разногласия.

С советских времен традиционным поставщиком подобных машин является МЗКТ, и были все основания ожидать сохранения статус-кво. Но в последние годы в российской прессе прошла серия публикаций о том, что Минобороны России намерено отказаться от использования белорусских шасси в качестве носителей новейших РК. Утверждалось, что теперь эти комплексы будут размещаться на колесных шасси семейства «Платформа» разработки Камского автозавода.

Некоторые представители экспертного сообщества приняли эту информацию всерьез и стали обсуждать ее последствия как для минского завода, так и для Беларуси. Другие (преимущественно военные специалисты) расценили эти информационные вбросы как часть операции, цель которой — вынудить Минск пойти на условия Москвы при создании совместного предприятия на базе МЗКТ.

Сторонники второй точки зрения подчеркивают: чтобы армия России смогла перейти на другую колесную базу, нужно много времени и денег. Однако самое главное препятствие — то, что у российских производителей нет конструкторско-технологического и производственного потенциала для разработки и налаживания серийного выпуска таких машин.

Между тем МЗКТ еще 3 июля 2013 года на параде в честь Дня Независимости в Минске представил широкой публике свое новое шасси МЗКТ-79291 мощностью 650 лошадиных сил для СПУ РС-26 «Рубеж».