Почему удвоились плохие долги в банках

Финансовое положение госпредприятий накладывает негативный отпечаток на банковский сектор.

Результаты работы экономики принесли странное сочетание новостей. Резко выросла прибыль в экономике, но при этом в госбанках удвоился размер проблемных долгов предприятий. Почему возник этот парадокс?

 

Рост прибыли и плохих долгов

За первое полугодие чистая прибыль белорусских предприятий составила 7,03 млрд рублей и выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 63,5%.

Столь стремительный рост чистой прибыли предприятий во всех регионах выглядит странным с учетом того, что рентабельность продаж субъектов хозяйствования в первом полугодии не только не увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а даже снизилась.

Если в первой половине прошлого года рентабельность продаж белорусских предприятий в целом в экономике составляла 7,5%, то в январе-июне этого года — 7,1%. Доля убыточных организаций в экономике также несколько увеличилась — с 15,3% в первой половине прошлого года до 15,6% в январе-июне этого года.

Бурный рост чистой прибыли в экономике выглядит странным еще и по той причине, что в стране наблюдается вялый экономический рост (за январь-июль ВВП вырос на 1,3%). Тогда откуда столь значительный рост чистой прибыли в экономике?

Объяснение следует искать в бухгалтерских манипуляциях.

После девальвации, состоявшейся на рубеже 2014-2015 годов, у предприятий возникли отрицательные курсовые разницы в связи с пересчетом валютных обязательств. Чтобы финансовая отчетность субъектов хозяйствования резко не ухудшилось, государство предоставляло право предприятиям до 2018 года включительно постепенно списывать отрицательные курсовые разницы на расходы от финансовой деятельности.

Поскольку в прошлом году этот процесс завершился и компании избавились от «балласта», возникшего в результате девальвации, финансовые результаты предприятий в первой половине этого года стали в среднем намного лучше по сравнению с январем-июнем прошлого года.

Вместе с тем, статистика Национального банка указывает на то, что финансовое положение многих предприятий остается все еще весьма сложным, и это привело к существенному росту плохих долгов в банковской системе. Кстати, этот вывод разделяет и Нацбанк.

Динамика плохих долгов в белорусских банках за последний год впечатляет. Если на 1 июля прошлого года необслуживаемые активы банков составляли 1,85 млрд рублей, то на 1 июля 2019 года — 3,2 млрд рублей. При этом существенный рост проблемных долгов произошел в основном в госбанках, которые обслуживают госпредприятия, — там необслуживаемые активы за год удвоились.

 

Необслуживаемые активы банков (2018-2019 гг., млн рублей)

Источник: данные Нацбанка

В обзоре об устойчивости ситуации в банковском секторе, который на этой неделе обнародовал Нацбанк, сообщается, что на 1 июля 2018 года размер необслуживаемых активов в госбанках составлял 1,35 млрд рублей, а на 1 июля 2019 года достиг 2,7 млрд рублей.

 

Проблемные долги: Нацбанк определил красную линию

С чем связан такой существенный рост проблемных активов в банковском секторе? Во время июльского расширенного заседания правления Нацбанка крупнейшие банки страны отмечали, что финансовое положение госпредприятий остается сложным, поэтому приходится идти по пути реструктуризации задолженности.

По сведениям БелаПАН, во время расширенного заседания правления в Нацбанке представители крупных коммерческих банков обратили внимание, что рост проблемной задолженности — следствие низкой эффективности инвестиционных проектов, которые реализованы в госсекторе.

Представитель одного из крупных банков, присутствовавший на расширенном заседании правления Нацбанка, указал, что в структуре необслуживаемых активов банка доля долгов госпредприятий за последний год выросла с 0% до 45%.

При этом коммерческие банки жалуются, что доходы от кредитных операций на фоне снижения процентных ставок уже с трудом покрывают потенциальные убытки, которые могут возникнуть в связи с ростом необслуживаемых долгов госпредприятий.

Если проблема будет нарастать, может оказаться под вопросом и финансовая устойчивость отдельных банков, и банковской системы в целом, и вырастет нагрузка на государственный бюджет.

Ведь, как выясняется, проблемная задолженность, обеспеченная гарантиями правительства, в госбанках достигает 40% от общего объема необслуживаемых активов. Если госбанки, как сегодня, не будут реструктуризировать (то есть пролонгировать) эту кредитную задолженность, исполнять обязательства по таким кредитам должен бюджет.

Еще одна проблема, поднятая на недавнем расширенном заседании правления Нацбанка, касается последствий для банков. Представители финансовых организаций считают, что если потери в связи с ростом проблемной задолженности будут превышать доходы банков, существует риск возникновения кризиса на уровне отдельных банков или даже банковской системы в целом.

К слову, если на 1 июля 2018 года доля необслуживаемых активов банков составляла 3,7%, то на 1 июля 2019 года — 5,8%.

Показательно, что на фоне возникновения тревожных симптомов в банковской системе Нацбанк в декабре 2018 года «в целях обеспечения стабильности банковской системы» определил пороговый уровень доли необслуживаемых активов банков «на уровне не более 10%».

 

Жизнь заставит думать о финансовой стабильности

По сведениям БелаПАН, Нацбанк планирует включить упомянутое пороговое значение уровня проблемных активов в Основные направления денежно-кредитной политики на 2020 год. Для чего?

«Цель Нацбанка — обеспечить не только ценовую, но и финансовую стабильность. Поэтому чтобы сохранить и то, и другое, регулятор уже сейчас принимает превентивные меры», — подчеркнула в комментарии БелаПАН академический директор Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Катерина Борнукова.

Белорусские экономисты уверены, что игнорировать проблему плохих долгов нельзя.

«В среднем около половины ресурсной базы предприятий сегодня сформировано за счет заемных средств. На эти средства в том числе закупается товар, материалы, которые находятся в обороте. Если, не дай Бог, крупные банки из-за накопления проблемных долгов окажутся в кризисной ситуации, текущая деятельность многих предприятий может оказаться под большим вопросом», — отметил в комментарии БелаПАН старший научный сотрудник BEROC Дмитрий Крук.

Поэтому финансовый кризис любой экономике, в том числе нашей, стоит всячески избегать, подчеркивают эксперты.

Они уверены, что само собой проблема плохих долгов никуда не исчезнет.

«За последний год мы увидели, что процентные ставки по кредитам опустились до исторического минимума, а плохие долги в банках при этом выросли. Это указывает на то, что истинная причина проблем наших госпредприятий не в высоких процентных ставках, а в низкой эффективности инвестпроектов», — говорит Катерина Борнукова.

Вот уже несколько лет экономические власти готовят нормативно-правовую базу для создания в стране рынка проблемных долгов, запуск которого потенциально может привести к снижению необслуживаемых активов в банковской системе. К слову, проект президентского указа о создании долгового рынка уже подготовлен.

Вместе с тем, аналитики финансового рынка отмечают, что запустить работу этого рынка будет непросто, поскольку без начала приватизации (банкротства) госпредприятий желающих покупать такие плохие долги (пусть и с дисконтом) окажется немного.

«Банкротить госпредприятия политической воли нет, перекладывать корпоративные долги на госдолг власти также не хотят. Какой путь выхода из проблемы плохих долгов в конечном счете будет выбран — предсказать сложно. В наших реалиях решение этого вопроса зависит от политической воли властей», — резюмировал Дмитрий Крук.