Правительство ставит на внутреннюю торговлю и рост зарплат

По итогам первого квартала 2019 года Минфин отчитался об исполнении республиканского бюджета с профицитом в 800 млн рублей. Цифра красивая — но что реально за ней стоит? Разбираемся.

 

Доходы государства и граждан выросли в «абсолюте»

В январе-марте 2019 года в бюджет и бюджетные фонды поступило 12,3 млрд рублей. Это больше, чем за аналогичный период 2018 года (тогда поступления составили 11,6 млрд рублей). Рост поступлений на 6% превышает годовой уровень инфляции, сложившейся в размере 5,8%. То есть даже с учетом инфляции доходы государства выросли!

При этом в разрезе бюджетов и фондов виден рост поступлений в ФСЗН почти на 11% — с 3,31 млрд рублей в 2018 году до 3,67 млрд рублей в 2019-м. Именно настолько увеличились номинальные доходы населения, на которые начисляются отчисления в ФСЗН. С учетом же инфляции белорусы стали богаче за год на 5%.

Доходы республиканского бюджета в абсолютном исчислении за год не изменились — они составили 5,3 млрд рублей. Но с учетом инфляции доходы бюджета фактически сократились на 300 млн рублей.

Существенную роль в этом сыграло уменьшение доходов от внешнеэкономической деятельности (таможенных пошлин) на 100 млн рублей. Фактически импорт товаров в Беларусь в 2019 году сократился, ведь именно импорт является основой доходов от внешнеэкономической деятельности. На стабильном уровне в 600 млн рублей сохранились поступления акцизов. С учетом инфляции можно сделать вывод, что реальное потребление подакцизных товаров (топлива, алкоголя и табака) в Беларуси сократилось.

Почти половину всех поступлений бюджета составляет налог на добавленную стоимость — его за первый квартал 2019 года собрали 2,9 млрд рублей. Похоже, и в этом году оптовая торговля, которая является основным плательщиком НДС, остается главным донором госбюджета.

 

Относительные показатели разболтались

Если же оценивать государственные доходы не в абсолютных, а в относительных показателях, видна еще более интересная тенденция. На первый квартал в идеале должно приходиться четверть годовых налоговых поступлений. На практике же не все так однозначно.

Так, поступления в республиканский бюджет в первом квартале 2019 года составили 22,5% годового плана, в то время как в прошлом году этот показатель составил 25,7%. При этом в 2019 году план по НДС выполняется пока на 24,9%, налогу на прибыль — 15,6%, акцизам — 25,9%, доходам от ВЭД — на 26,5%.

Таким образом, даже в условиях сокращения поступлений от акцизов и доходов от ВЭД план по ним фактически перевыполнен. Чего не произошло с выполнением планов по НДС и налогу на прибыль, несмотря на рост поступлений от взимания этих налогов.

Последнее говорит о том, что чиновники при формировании бюджета не надеются на доходы от внешней торговли и подакцизные товары, а ожидают большие поступления от внутренней торговли. Основным налогом по внутренней торговле как раз и является НДС.

Данный вывод подтверждается и поступлениями в ФСЗН. Так, даже при реальном росте поступлений в ФСЗН годовой план выполнен только на 24,4%. По сути, государство ожидает еще более существенного роста заработной платы в 2019 году, а значит, и более высокого роста, во-первых, отчислений в ФСЗН, а во-вторых, — внутреннего спроса на товары, работы, услуги. Последнее должно привести и к росту поступлений НДС.

Вспомним при этом, что Беларусь уже неоднократно прибегала к практике необоснованного роста оплаты труда. В итоге это всегда приводило к росту инфляции и обвалу курса национальной валюты.

 

 

Александр Жук, аудитор www.belsteuern.by