У белорусской оппозиции опять проявился синдром взаимного недоверия

Лидер БСДП предлагает создать общественную комиссию по проверке достоверность подписей за выдвижение кандидатов в президенты.

Проблема взаимного доверия в белорусских оппозиционных кругах проявилась в инициативе создать общественную комиссию по проверке подписей за выдвижение кандидатов в президенты. С таким предложением выступил лидер Белорусской социал-демократической партии (Грамада) Игорь Борисов.

Лидер Белорусской социал-демократической партии (Грамада) Игорь Борисов: нельзя победить, подыгрывая режиму.

«Оппозиции нужно возвращать моральный облик, утраченный в 2010 и 2015 годах», — заявил Борисов в интервью газете «Народная воля».

По его словам, «почти все кандидаты в президенты 2010 и 2015 годов имеют репутацию фейковых, причем не только среди представителей демократических организаций, но и среди значительной части белорусов, убежденных, что большинство из этих претендентов на президентское кресло по разным причинам не собрали подписи для своего выдвижения».

Лидер БСДП предлагает создать общественную комиссию из известных и авторитетных лиц, чья репутация не вызывает сомнений, чтобы они проверили достоверность подписей за выдвижение кандидатов в президенты до того, как избирательные штабы передадут эти подписи в созданные государством избирательные комиссии.

«Собрал подписи в свою поддержку, показал общественной комиссии — действуй дальше, хоть на баррикады призывай. Если не собрал — признай, что не хватило усилий, и сохрани свое лицо для будущих побед. Нельзя победить, подыгрывая режиму», — заявил Борисов.

 

В 2015-м не получилось

В 2015 году инициатором создания такой комиссии выступало движение «За Свободу», и особенно ратовал лидер движения Юрий Губаревич. Его поддержали оппозиционные партии, но кампания «Говори правду» отказалась сотрудничать с этой структурой для проверки подписей своего кандидата в президенты Татьяны Короткевич.

В оппозиционных кругах тогда бытовало мнение, что эта инициативная группа не собрала 100 тысяч подписей избирателей, которые необходимы для регистрации кандидатом, но Центризбирком зафиксировал 105 278 достоверных подписей за выдвижение Короткевич.

Тогда она шла на выборы, чтобы, как сама утверждала, добиться реализации идей коалиции «Народный референдум», то есть вынесения на плебисцит шести вопросов, за которые участники коалиции собрали в свое время подписи 120 тысяч белорусов.

Правда, два субъекта коалиции — движение «За Свободу» и БСДП — не принимали решения поддержать Короткевич, а Партия БНФ сначала поддержала, но изменила решение, когда «Говори правду» отказалась сотрудничать с этим своего рода «оппозиционным центризбиркомом».

Так Короткевич, и без того не имевшая статуса единого кандидата демократических сил, лишилась статуса кандидата от более-менее широкой коалиции и стала представлять только «Говори правду». Центризбирком Беларуси сообщил, что Короткевич на выборах 11 октября 2015 года получила 4,4% голосов избирателей.

Еще один итог: 8 декабря 2015 года голосами большинства субъектов заявила о прекращении своего существования кампания «Народный референдум». Из нее вышли те же Партия БНФ, «За Свободу», а также БСДП, покинув в одиночестве кампанию «Говори правду».

 

А многие ли захотят сейчас?

Создать общественную комиссию по проверке подписей — дело затратное, но в принципе реальное.

Это затратно, так как тысячи подписных листов занимают много места, их нужно с соблюдением определенных мер безопасности перемещать и хранить, быстро обрабатывать, а потом передавать в территориальные избирательные комиссии.

«Координаторы по районам, городам, районам в городах сдают подписные листы не позднее чем за 50 дней до выборов в районную, городскую, районную в городе комиссию по выборам президента Республики Беларусь», — сказано в Избирательном кодексе.

Работа со сканами подписных листов была бы полумерой, так как вряд ли даст возможность выявить такую фальсификацию, как использование изображения чужого подписного листа или совмещение ксерокопии части чужого подписного листа с реальными подписями избирателей за выдвижение данного кандидата — такие случаи фиксировались при рассмотрении Центризбиркомом жалоб на отказ в регистрации. Да и проверять необходимо все подписи, а не 20%, как это предусмотрено Избирательным кодексом, так как не известно, из каких именно подписей избиркомы будут набирать тот необходимый процент на проверку.

Проблема не только в том, что у белорусской оппозиции нет средств на создание такой реально функционирующей комиссии. Большими проблемами выглядят раздробленность оппозиционных сил, взаимное недоверие, которое вряд ли будет преодолено в ближайшей перспективе, а также отсутствие у политических субъектов особой мотивации сотрудничать с такой комиссией.

Так, два представителя общественного объединения «Говори правду» — Андрей Дмитриев и Сергей Возняк уже заявили в интервью «Белорусскому партизану» об отношении к предложению Борисова.

Дмитриев дипломатично избежал оценки этой инициативы, сообщив, что «Говори правду» будет выставлять кандидата и организовывать работу штаба самостоятельно — то есть не покажет подписные листы «оппозиционному центризбиркому».

Возняк же идею открыто раскритиковал, назвал незаконной и технически не реализуемой: «Идея Борисова — имитация деятельности. Вместо выполнения непростой задачи по сбору 100 тысяч подписей они собираются проводить бесперспективную заведомо процедуру проверки друг у друга этих подписей».

 

Опорой могут стать правоцентристы

С оценками Возняка можно спорить, так как избирательные штабы кандидатов в президенты все же пытаются проверять свои подписные листы перед сдачей в избиркомы, и это делается не вместо сбора подписей, а после. Но правда в том, что это дополнительная процедура, которую предлагается устроить вне пределов избирательного штаба и до представления подписных листов в избиркомы.

Скорее всего, Возняк прав в том, что подписные листы не покажут общественной комиссии ни в избирательных штабах, ни в территориальных избирательных комиссиях.

Другое дело, если бы эта дополнительная процедура стала бы неотъемлемой частью механизма выдвижения единого кандидата в президенты от демократических сил. Но общеоппозиционного единого кандидата, судя по всему, не будет.

Отчасти эту роль может исполнить (в случае успеха замысла) разве что потенциальный единый кандидат от правоцентристской коалиции (Объединенная гражданская партия, движение «За Свободу» и оргкомитет по созданию партии «Белорусская христианская демократия»).

В общем, формально инициатива Борисова может быть реализована правоцентристской коалицией, в которую его партия не входит, либо кампанией по наблюдению «Право выбора», в которой БСДП состоит.

С учетом того, что эта партия отказывается от выдвижения собственного кандидата в президенты на предстоящих выборах, инициатива Борисова может предоставить БСДП возможность проконтролировать работу коллег-правоцентристов (они поддерживают создание комиссии), а также получить доступ к базе данных о тысячах оппозиционно настроенных избирателей Беларуси.

Пока успех инициативы под большим вопросом. Но если бы такая комиссия реально заработала, то это стало бы шагом к преодолению недоверия между субъектами оппозиции, содействовало бы ее консолидации.