Крупному бизнесмену из Беларуси дали купить украинский трубопровод

Он предназначен для прокачки дизельного топлива из России и Беларуси в Украину и Венгрию.

Крупный белорусский бизнесмен Николай Воробей купит нефтепродуктопровод для прокачки дизельного топлива из России в Украину и Венгрию.

Фото pixabay.com

Антимонопольный комитет Украины разрешил белорусскому предприятию «Нефтебитумный завод» купить долю в уставном капитале украинской компании «ПрикарпатЗападтранс». Приобретаемая доля «обеспечивает превышение 50 процентов голосов в высшем органе управления общества», говорится на сайте Антимонопольного комитета Украины.

«Обычно Антимонопольный комитет появляется тогда, когда уже бизнесмены договорились, а иногда даже деньги перечислили, совершили сделку», — сказал в комментарии для Naviny.by аналитик украинской консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко.

На «Нефтебитумном заводе» и в «ПрикарпатЗападтранс» оперативно не ответили на запрос.

 

Под контролем влиятельных людей

ООО «ПрикарпатЗападтранс» эксплуатирует участок нефтепродуктопровода Самара — Западное направление протяженностью около 1100 км, который предназначен для прокачки дизельного топлива из России и Беларуси как для внутренних нужд Украины, так и для транзита в Европу, в частности в Венгрию. Проектная мощность магистрали — 3,5 млн тонн в год.

Сейчас по трубопроводу в Украину поставляется дизельное топливо из России. Единственным поставщиком является «Роснефть». По этому каналу в 2018 году, по данным UPECO, в Украину было импортировано 2 млн тонн дизтоплива.

До 2016 года нефтепродуктопроводом управляла российская компания «Транснефть». Сейчас предприятие принадлежит швейцарской компании International Trading Partners AG. Ее конечным бенефициаром является гражданин Германии Анатолий Шефер.

Украинское издание ЛІГА.Бизнес обнаружило связь International Trading Partners AG с бывшим главой Администрации президента Украины Виктором Медведчуком. Крестным отцом его дочери считают Владимира Путина.

За этот год Виктор Медведчук дважды встречался с Александром Лукашенко. Официально речь шла об урегулировании конфликта на Донбассе.

«Нефтебитумный завод» на 100% принадлежит белорусскому нефтетрейдеру «Интерсервис», конечным бенефициаром которого является крупный бизнесмен Николай Воробей. Он также владеет «Абсолютбанком» и охотничьим хозяйством «Красный бор». Вместе с бизнесменами Александром Зайцевым и Алексеем Олексиным строит крупный логистический комплекс «Бремино-Орша».

По данным украинской консалтинговой компании UPECO, в 2015-2016 годах «Интресервис» занимался реэкспортом российского дизтоплива в Украину. «Нефтебитумный завод» в прошлом году был замечен в серых схемах с поставками темных нефтепродуктов из России. В 2018 году предприятие поставило в Украину 7,1 тысячи тонн битумов.

«Нефтебитумный завод» пытался купить контрольный пакет акций украинской энергогенерирующей компании «Центрэнерго», но не был допущен к конкурсу, поскольку представленная компанией документация «не соответствует требованиям законодательства».

 

Ничего не изменится

Перемена собственника трубопровода не изменит ситуацию на украинском рынке, считает Александр Сиренко.

«Сама по себе труба без ресурса, без разрешения поставок в Украину или дальше в Европу ничего не стоит. Она фактически всегда была сосредоточена в одних руках. На рынке говорят, что ничего не поменяется. По сути, это будет организация с другим паспортом, а управлять поставками в Украину будут все те же структуры, связанные с «Роснефтью», с держателем ресурса», — объяснил аналитик UPECO.

Смену собственников трубопровода в Украине объясняют отсутствием уверенности в том, что действующий президент Украины Петр Порошенко, «который и благословил этот бизнес», останется на второй срок.

По трубопроводу «ПрикарпатЗападтранс» в Украину осуществляется порядка 40% поставок дизтоплива. Сейчас это самый дешевый канал по сравнению с морским и железнодорожным.

«Украина получает дешевое топливо за счет этой трубы, но если она высохнет, то ничего страшного в обеспечении Украины дизельным топливом не произойдет. Просто оно будет дороже. Причем незначительно, чтобы конечный потребитель это заметил. У нас достаточно высокие цены на заправках и поставках топлива в государственные учреждения через тендеры, поэтому я не верю в то, что экономика Украины существенно пострадает, если вдруг прекратятся поставки дизтоплива по этому трубопроводу», — отметил Александр Сиренко.