Бургеры, зерновушки и дефиле под дождем: как прошел День вышиванки в Минске

Самый молодой национальный праздник «День вышиванки», символом которого уже третий год подряд является белорусский орнамент, прошел 2 июля в Минске. 

Сразу и не поймешь, что за гулянья возле Дворца спорта, как будто просто уличный кирмаш — эстрадные песни из динамиков, а рядом торгуют шашлыком и сувенирами из соломки.

«Даже не знаю, во сколько открытие. Подходите к главной сцене!» — советует мне девушка возле стенда Белорусского республиканского союза молодежи, одного из организаторов этого столичного оупэн эйра.

Рядом две женщины и мальчик лет семи отвечают на вопросы по «истории». Какой формы должен быть белорусский каравай и сколько цветов у национального флага? Нужно постараться, чтобы ответить неправильно. Проявившим активность выдают блокнотики патриотического вида с надписью «Минск». Спрос на викторину есть, люди подходят.

Со сцены играют однотонные, но задорные композиции в стиле ранней Аллы Пугачевой о тяжелой женской доле, о родных лесах, полях и речках. Танцуют, как правило, люди пожилые, кому песни напоминают о молодости, а также малыши — им то и слов разбирать не нужно, главное, что мелодия веселая.

Праздник позиционируется как самый молодой среди национальных торжеств и организован союзом молодежи. Почему тогда парни и девушки лет до тридцати (не те, что в БРСМ, а прохожие) кучкуются возле торгового центра неподалеку? Проходят, конечно, рядом, но долго не задерживаются. Может стоило бы включить качественный фолк-рок или пригласить хедлайнером Лявона Вольского? Или приехали бы «Би-2», исполнив пару композиций на белорусском языке? В Беларуси столько современных групп, которые сидят в андеграунде. Зато итоги конкурса эссе и сочинений «Мая Беларусь. Мая будучыня» подвели.

Спустя час после начала концерта на площадке для танцев появилась группка эффектных девушек в льняных платьях, напомнить, что люди пришли на национальный праздник. Это было дефиле моделей «Вянок прыгажосцi» от дизайнеров, работающих с этномотивами.

Но самое интересное развернулось в так называемом «Городе мастеров». Тут не просто сувениры и украшения продавали, но и устраивали мастер-классы, охотно рассказывая о белорусских традициях. Женщина, создающая куклы-обереги целую лекцию прочитала о берегинях, крупеничках и зерновушках. Стоили они недорого — по три рубля.

Удивили два гончара, которые прямо на месте сваяли кувшин с помощью… самодельного велосипеда. Крутишь педали — крутится гончарный круг. Рядом кузнецы раскрывали секреты древней ручной ковки, отбивая гвозди и подковы, а народные мастера из Кричева рассказывали о поднепровских свистульках, единственных в Беларуси, которые могут издавать звуки животных. Тут же, в «Городе мастеров», был и главный танцевальный флешмоб. Нарядные барышни активно зазывали всех подряд в игры и хороводы — отказаться невозможно.

Одежды с народными узорами ко Дню вышиванки хватало — платья, туники, майки. Несмотря на приличные ценники, все таки ручная работа, многие покупали.

А вот заявленная в программе площадка белорусского агро и экотуризма выглядела бледно. Аутентичность агроусадеб спряталась под стандартными тентами, украшенными на скорую руку.

Для любителей белорусской кухни открыли фудкорт «Беларуская карчма». Да только из обещанных национальных блюд, как и всегда, были лишь драники. Лидировали среди блюд шашлыки, донатсы и бургеры, которые можно найти на Немиге и без фестиваля в любой день. А где же попробовать кулагу, налисники и лазанки? Кстати, аншлаг был у единственной палатки с домашним салом, полендвицей и колбасой: натуральные продукты пользуются популярностью — в универсаме такое не купишь.

О патриотизме на Дне вышиванки напоминал салон орнамента: ребята из БРСМ рисовали на щеках и запястьях всех желающих народные символы. Идея отличная, но реализована она была скромно. 

«Вы же, конечно, не хотите себе необычный боди-арт?» — спрашивает одна из художниц-активисток у прохожей.

Оригинальный маркетинговый ход! Тысяч счастливых фотографий с разрисованными лицами в Инстаграме ждать не стоит.

На празднике белорусской культуры на этот раз не было ростовых кукол в виде белых медведей и бонстиков. Парочка ребят в костюмах минотавра и белки (этих животных, судя по всему, выводят в Беловежской пуще) переминалась с ноги на ногу у так называемой фотомастерской «Натхненне», но в глаза не бросалась. А вот актеров в образах Франциска Скорины или Черной панны Несвижа, к сожалению, найти не удалось. Как и места, где можно было, если верить программе, пообщаться с белорусскими писателями и поэтами — наверное их нужно было самостоятельно узнать в толпе — эдакий квест для интеллектуалов. Про уличных художников и актеров тоже никто не вспомнил.

По ощущениям, сделать даже из «Дня вышиванки» обычное казенное государственное мероприятие почти удалось.