S&P видит риски того, что Беларусь не договорится с Россией о компенсации потерь от налогового маневра

Риски того, что соглашение с Россией о компенсации Беларуси потерь от налогового маневра не будет достигнуто, сохраняются. Такой вывод делают аналитики международного рейтингового агентства S&P Global Ratings в обосновании к последним рейтинговым действиям в отношении Республики Беларусь, пишет БелаПАН.

Аналитики агентства отмечают, что Беларусь традиционно получала определенный объем добываемой в России нефти, который не облагался таможенными пошлинами. Эта нефть перерабатывалась на белорусских предприятиях и экспортировалась, причем, согласно двустороннему соглашению, экспортные пошлины устанавливались напрямую Республикой Беларусь. В настоящее время Россия предпринимает налоговый маневр, предусматривающий замещение таможенных пошлин на экспорт нефти из России налогом на добычу полезных ископаемых, что приведет к ограничению источников доходов для Беларуси.

«Насколько мы понимаем, в настоящее время идет процесс согласования обеими сторонами компенсаторного механизма для Беларуси. Несмотря на значительный прогресс, достигнутый в процессе переговоров, о котором было объявлено после встречи двух президентов в Сочи в сентябре 2018 года, риски того, что соглашение не будет достигнуто, сохраняются», — констатируют эксперты S&P Global Ratings.

Они отмечают, что, согласно оценкам правительства, издержки бюджета Беларуси, связанные с этим налоговым маневром, будут составлять в среднем около 1% ВВП ежегодно. Кроме того, правительству, возможно, придется компенсировать убытки нефтеперерабатывающих предприятий за счет бюджетных средств.

Как сообщал БелаПАН, премьер-министр Сергей Румас заявил 5 октября журналистам, что Минск и Москва должны до конца года определить механизм компенсации потерь Беларуси от налогового маневра в нефтяной отрасли России.

«Что касается компенсации по налоговому маневру, то с правительством Российской Федерации также есть понимание, что следствия налогового маневра негативно скажутся на бюджете Беларуси и на предприятиях нефтехимического комплекса, — сказал Румас. — Белорусская сторона считает более правильной фиксацию этой компенсации в цене получаемой нефти. До конца года у нас есть поручение глав государств, чтобы закончить дискуссию и внести на их рассмотрение конкретный механизм».

По словам Румаса, сумма потерь в бюджете от налогового маневра окончательно еще не определена. Также не решено, будет ли Россия полностью компенсировать последствия. «Сейчас идет обсуждение этой суммы», — отметил он.

В августе Минфин Беларуси сообщал, что в 2019 году потери белорусского бюджета из-за налогового маневра в нефтяной отрасли России составят 300 млн долларов, а после его завершения в 2024 году ежегодные выпадающие доходы белорусского бюджета могут достичь 2 млрд долларов.