Игорь Рынкевич. КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ. Преодоление нелегитимности власти

Игорь РЫНКЕВИЧ

Игорь РЫНКЕВИЧ

Родился 3 апреля 1968 г. в Гродно. Историк, юрист. Работал учителем в школах, юристом на предприятиях, преподавателем конфликтологии, социально-политических, правовых дисциплин в вузах. Работал адвокатом, но под давлением властей был вынужден покинуть адвокатуру из-за активной защиты Александра Козулина, кандидата в президенты на выборах 2006 года. В последние годы работает медиатором. С 1989 г. активно занимается общественно-политической, правозащитной деятельностью. Был одним из основателей и руководителей Белорусской ассоциации журналистов. Один из инициаторов и координаторов общественной инициативы «Белорусский комитет солидарности с Украиной». Руководитель зарегистрированного в Литве публичного учреждения «Лига развития демократии «Гражданский вердикт», которое активно участвует в деятельности Белорусской нацплатформы ФГО Восточного партнерства. Сопредседатель оргкомитета Всебелорусского конгресса за независимость. Православный. Белорус.

9 августа 2020 года стал важнейшим днем в истории современной белорусской истории. За период президентской кампании в Беларуси произошла мирная электоральная революция с женским лицом под лозунгом «Любім! Можам! Пераможам!». В стране начала стремительно формироваться белорусская гражданская нация.

Белорусский народ отказал в продлении президентских полномочий Александру Лукашенко. Всем очевидно, что не менее 60% избирателей проголосовало за Светлану Тихановскую. Центральная избирательная комиссия должна была объявить ее победу, и страна обрела бы второго президента Республики Беларусь.

Но правящий режим цинично сфальсифицировал результаты голосования. В ответ по всей стране с вечера 9 августа начались массовые протесты. Окружение бессрочного правителя попыталось продлить агонию власти и развязало полувоенные операции против белорусского народа. На мирных граждан были брошены внутренние войска, спецподразделения МВД и КГБ с применением спецсредств и техники. Беспрецедентное применение насилия привело к задержанию более 7 тысяч граждан, многие из которых тяжело пострадали, более 80 манифестантов пропали, уже подтверждена гибель двух человек. В местах задержания силовики, прежде всего из ОМОНа, подвергли захваченных сограждан доселе невиданным издевательствам, пыткам.

Ответственность за применение непропорционального и незаконного насилия в отношении мирных протестующих всецело лежит на силовых структурах. Должностные лица и отдельные сотрудники спецслужб за содеянное неизбежно понесут наказание.

Светлана Тихановская не согласилась с предварительными официальными результатами итогов выборов и обратилась в ЦИК с жалобой на недействительность результатов выборов с требованием пересчета голосов (текст жалобы, требования ее резолютивной части не опубликованы). По данным платформы «Голос» для альтернативного подсчета голосов, куда белорусы загружали свои бюллетени, а также по результатам голосования на зарубежных участках и на многих внутрибелорусских участках, итоги голосования доказывают репрезентативно и убедительно победу Тихановской. Однако ЦИК отклонил жалобу и объявил о невозможности пересчета бюллетеней.

Отсюда с формально-юридической стороны возникает некоторая сложность в подтверждении победы на выборах Тихановской. Могут быть споры, является ли она president-elect (избранная, но еще не вступившая в должность президента). Как минимум, ее президентский статус по международному определению — the winner of illegitimate presidential election (победитель на нелегитимных президентских выборах).

С другой стороны, статус ее конкурента Александра Лукашенко, занимавшего 26 лет пост президента, куда более уязвим. После незаконного референдума 1996 года полномочия президентства Лукашенко истекли к 20 июля 1999 г., по завершению первого срока. Затем Лукашенко нелегитимно пробыл еще два года, его подозревают в причастности к исчезновению и внесудебным казням политических оппонентов. Через следующий незаконный референдум 2004 г., он для себя снял конституционное ограничение «двух сроков подряд», и в 2020 году баллотировался на шестой с половиной президентский срок.

После очередной фальсификации выборов и кровавых репрессий с гибелью мирных граждан Лукашенко не только утратил остатки легитимности, но и вместе с подчиненными ему должностными лицами может подпасть под международное уголовное преследование.

Собственно, Лукашенко близок к фактическому признанию своего поражения: после самых массовых многотысячных демонстраций, начавшейся общенациональной забастовки, он заговорил о возможности проведения новых президентских выборов, но «только после принятия новой конституции».

В любом случае, и внутри Беларуси, и в международном сообществе складывается консенсус: президентские выборы в Беларуси недействительны. С 10 августа (кто-то пытается доказать, что с 15 октября) президентство Лукашенко становится полностью нелегитимным. Тогда все последующие решения узурпатора власти незаконны, юридически никчемны. Любые межгосударственные документы, подписанные с нелегитимным президентом Лукашенко, неизбежно будут признаны белорусским народом не имеющими юридической силы, фиктивными.

В условиях отсутствия в стране законной власти в силу ст. 3 Конституции (в обеих редакциях) ее единственным источником и носителем суверенитета является народ. Он может осуществлять свою власть как непосредственно, так и через своих представителей.

Поэтому, несмотря на насильственное выдворение из страны, Светлана Тихановская вправе апеллировать к первоисточнику власти — народу. Пусть она и не осмелилась объявить о принятии на себя «полномочий президента в изгнании», но заявила о готовности стать «общенациональным лидером» и инициировала создание Координационного совета для обеспечения трансфера власти (далее — КС).

 

Вызовы и задачи, вставшие перед КС

Как бы ни называть эту институцию, какую бы ее цель создания ни заявлять, перед КС объективно встал целый ряд требующих разрешения проблем. КС с необходимостью должен стать:

1) общественной платформой, которая позволит отстаивать интересы большинства избирателей, выбравших путь смены действующей власти и достижения перемен. Это скорее технический аспект, связанный с коммуникациями и организацией деятельности «поствыборного штаба», который передает гражданскому обществу понятные сигналы (поскольку у нынешней децентрализации и самоорганизации массовых акций имеются естественные ограничения); 

2) структурой для укрепления легитимации статуса Светланы Тихановской: в условиях кризиса легитимности президентской власти, вокруг Тихановской должна образоваться широкая коалиция общественно-политических организаций (в едином массовом движении), которые заключают с ней «общественный договор» и на этих условиях делегируют своих представителей в КС. Этому соответствует и встречный процесс (как я заявил после регистрации Тихановской), все сотни тысяч, миллионы сторонников перемен, ее поддержавших, наделялись полномочиями ее «доверенных лиц»;

3) стороной общебелорусского диалога между утратившей легитимность действующей властью и фактически новоизбранной главой государства Тихановской, облеченной доверием и поддержкой большинства народа-суверена. Такой диалог сможет реализоваться, если будет решена предыдущая задача по формированию широкого народного движения в поддержку Тихановской, а действующий госаппарат откажется от незаконного применения насилия во имя мирной передачи власти (что я предлагал еще до дня голосования, предрекая брутальные репрессии)

4) антикризисной структурой национального уровня для преодоления развернувшегося системного кризиса во всех сферах: эпидемиологического кризиса, социально-экономического, политико-правового (нелегитимность власти) кризиса и внешне-политического (давление Кремля по «углублению интеграции», грозящего потерей суверенитета Беларуси). Это требует объединение совместных усилий госвласти и общества.

5) прототипом Конституционной ассамблеи. Наконец, для реализации наиболее отдаленной по времени задачи переучреждения Республики Беларусь на основе Конституции в редакции 1994 года и последующего внесения в нее изменений нужно провести общебелорусский форум в формате Учредительного собрания. КС должен обеспечить сохранение и преемственность белорусской государственности в условиях перехода от неототалитарного режима к демократии.

 

Место КС в системе общественных организаций Беларуси и зарубежья

Если учесть масштабность вышеназванных задач, стоящих перед КС, то становится понятным. Прежде всего, КС должен признать не просто символическо-историческую роль правительства в изгнании — Рады Белорусской Народной Республики, но и сотрудничать с ней для своей дополнительной легитимизации, как общенациональной представительной институции.

Нужно КС выработать и порядок отношений с созданным за рубежом Белорусским Национальным Секретариатом, другими, инициированными до объявления о создании КС, структурами типа Комитета народного единства, Кризисного гражданского комитета. Все подобные структуры и инициативы были объявлены с целью защитить демократию и суверенитет Беларуси от давления местного правящего режима и путинского руководства России. Теперь, если КС станет выполнять в должной мере свою миссию, надобность в этих структурах отпадет.

Но тревога по поводу деятельности КС остается, поэтому в стране еще действуют два Оргкомитета. Один с декабря 2019 года — по созыву Всебелорусского конгресса за независимость, второй — с 17 августа — по созыву Белорусского круглого стола. К слову, от этих обеих широких коалиций выдвинули меня и коллег в состав КС, но по сей день нет информации о принятии решения о включении нас в КС.

КС должен учесть интересы крупнейших оппозиционных партий, независимых профсоюзов (а теперь и сети стачечных комитетов), бизнес-ассоциаций, независимых СМИ и блогеров.

В завершении рассмотрения места КС в системе организаций гражданского общества надо заметить, что в Беларуси действуют две самые крупные сетевые структуры, которые пока обладают значительно большим потенциалом, чем сам КС. Это Ассамблея НГО Беларуси (более трехсот структур гражданского общества), Белнацплатформа ФГО Восточного партнерства (почти 90 таких проевропейских структур).

Особую роль стала играть диаспора белорусов в иностранных государствах. Теперь борьбу соотечественников поддерживают не только отделения Згуртавання беларусаў свету «Бацькаўшчына», но и множество других инициатив белорусов зарубежья. И их интересы КС также вынужден учитывать.

Таким образом, КС может и должен учесть при своем создании и начале работы уже имеющуюся конфигурацию в белорусском обществе.

 

О принципах формирования и деятельности КС

В условиях цейтнота порядок формирования КС был предложен не совсем понятный, нетранспарентный. Тихановская поручила двоим лицам «принимать заявки о выдвижении членов Совета от организаций и объединений граждан».

Дальнейшая формализация процесса формирования КС велась по достаточно субъективным критериям, что привело к критике и недовольству со стороны общественности. Важно, что через несколько дней был опубликован список части первых персон, рекомендованных в КС.

После пресс-конференции представителей, рекомендованных в состав КС, часть вопросов разрешилось. Объявлено, что КС будет иметь основной состав из 70 человек, а также расширенный состав. То есть остальные заявки претендентов не отклонены, «еще идет процесс формирования основного состава Координационного совета, и будут созданы площадки для работы расширенного состава, рабочих и экспертных групп».

Был опубликован проект регламента Координационного совета, который не все вопросы урегулировал. Так, не понятны порядок взаимодействия Светланы Тихановской и КС. Заложен в регламент недемократический порядок соотношения и субординации между расширенным составом КС, основным составом КС и состоящим из семи членов президиумом КС. Последний наделен такими полномочиями, что он после создания не будет подотчетен Координационному совету.

Первое заседание Координационного совета (в имеющемся на момент заседания составе) состоится сегодня. Призываю инициаторов и лиц, уже выдвинутых в основной состав КС, ознакомиться с изложенным мной и коллегами ряда организаций, которые мы представляем, подходом о роли и задачах КС для преодоления нелегитимности власти, для перехода к «Беларуси-после-Лукашенко».

В этом контексте не очень понятно, почему заявлено об уклонении КС от разработки ряда политических программ. А они требуются если не на макро-, то на среднем уровне будущего государственного строительства.

В любом случае после произошедших событий Беларусь уже никогда не будет прежней. Четвертьвековую эпоху диктатора белорусы безвозвратно отправили в прошлое, а его самого большинство граждан не принимает на всех уровнях восприятия. К сожалению, агонизирующий режим для продления единоличной власти правителя еще готов применить жесточайшие репрессии к согражданам. Белорусской гражданской нации предстоит пройти драматическую часть пути упорной борьбы к Свободе и Демократии.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».