Хватает на еду и одежду: как выживают в регионах

Если мужчины имеют возможность уехать на заработки, то у женщин выбора практически нет.

Могилевская и Витебская области лидируют в Беларуси по уровню бедности. Материальное положение семей спасают мужчины, уезжающие на заработки в соседнюю Россию. А как поживают в этих областях женщины?

 

Хочется жизни другой, но изменить её сложно

В исследовании, которое подготовил Белорусский экономический исследовательско-образовательный центр (BEROC) в рамках проекта ПРООН, приняли участие жительницы пяти районов Могилевской и Витебской областей Бобруйского, Быховского, Оршанского, Круглянского и Кричевского.

В выборку исследования попали более 140 женщин, две трети получили высшее образование, создали семьи и уже имеют детей.

Показательно, что большинство опрошенных указали на низкий доход своих семей.

Около 35% респонденток сообщили, что им хватает денег на еду и одежду, однако в случае приобретения бытовой техники могут возникнуть сложности. Более 20% опрошенных женщин сообщили, что им хватает денег на покупку еды, а на одежду — не всегда.

При этом лишь 15% респонденток заявили о достаточно устойчивом уровне дохода, который позволяет делать крупные покупки без серьезных проблем.

Отвечая на вопрос, насколько удовлетворены женщины жизнью в регионах, лишь около 18% респонденток сообщили, что их всё устраивает, тогда как порядка 30% оценили положение дел как исключительно неудовлетворительное. Остальная половина респондентов заявила о желании перемен, несмотря на общую удовлетворенность.

Примечательно также, что порядка 60% респонденток сообщили о желании получить новое образование или квалификацию и в то же время большинство опрошенных заявили, что не могут это сделать из-за низкого материального достатка и отсутствия релевантных образовательных курсов по месту проживания.

Начать свое дело женщинам в Могилевской и Витебской области сложно — около 70% респондентов сообщили, что для этого необходимо иметь деньги, а почти 60% опрошенных указали, что для этого должны быть специальные знания.

И с тем, и с другим у женщин в регионах проблемы. Почти половина (48,9%) опрошенных заявила, что низкий уровень дохода является главным барьером для открытия собственного дела.

На отсутствие соответствующих знаний также пожаловались многие. Оказалось, что большинство не знает, где можно получить информацию, необходимую для ведения бизнесом.

В ходе опроса женщинам, проживающим в регионах, задавались вопросы о том, знают ли они, где можно получить какую-либо консультационную, юридическую или финансовую помощь.

Лишь 32% опрошенных сказали, что они знают, где можно получить какие-либо консультации по вопросам предпринимательской деятельности, тогда как о возможностях получения юридической либо финансовой помощи знают лишь четверть опрошенных женщин.

В общем, результаты опроса женщин Могилевской и Витебской областей показали, что доходы там низкие, но какое-то желание менять профессиональную жизнь у людей есть. Однако из-за отсутствия средств, знаний и программ переобучения по месту жительства женщины не могут претендовать на более достойную работу и более высокий уровень дохода.

 

Государство протянет руку женщинам?

Белорусские экономисты неслучайно для анализа положения женщин в регионах выбрали Могилевскую и Витебскую области.

«В этих регионах у мужчин есть возможность поехать на заработки в Россию, а у женщин, которым зачастую нужно заботиться о детях, намного больше ограничений, и они более привязаны к дому, поэтому мы решили проанализировать именно их материальное и профессиональное положение», — рассказала БелаПАН научный сотрудник BEROC Мария Акулова.

Результаты исследования показали, говорит она, что для раскрытия женского потенциала в регионах нужно организовать курсы повышения квалификации и переподготовки женщин, а также оказывать им финансовую поддержку.

«Помощь для тех, кто готов учиться, профессионально расти и создавать свое дело, можно оказывать за счет грантов как со стороны государства, так и международных структур», — полагает Акулова.

Плюс к этому в регионах очень важно создать институт менторства для развития женского предпринимательства, считают эксперты.

«Это нужно для того, чтобы женщины, которые рискнут стать предпринимателями, чувствовали, что их держат за руку на каждом шагу их продвижения вперед, что им помогают более опытные коллеги, обмениваются с ними опытом. Тогда женщины будут чувствовать себя более уверенно. Это особенно важно в регионах, где возможностей получить помощь меньше, чем в центре», — подчеркнула в комментарии для БелаПАН вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Лилия Коваль.

По ее словам, программы поддержки женского предпринимательства получили распространение во многих развитых странах, и проекты в сфере женского предпринимательства в Беларуси уже поддерживает Европейский банк реконструкции и развития.

«Изобретать велосипед не нужно, программы поддержки женщин, в том числе женского предпринимательства, получили распространение на Западе, и они очень эффективно работают», — говорит Коваль.

Однако в Беларуси, констатируют эксперты, государство до последнего времени не придавало большого значения развитию женского предпринимательства.

«Политика государства до последнего времени фокусировалась на вопросах рождаемости, поддержки многодетных семей. Для продвижения женского предпринимательства государству следует развивать инфраструктуру детских дошкольных учреждений, чтобы женщины могли успешно совмещать рождение детей с работой», — считает Акулова. 

Создать условия, чтобы женщины могли и профессионально развиваться, и заниматься воспитанием детей, можно на тех площадях, которые принадлежат государству, считают эксперты.

«Роль государства в том, чтобы создать такие условия. Государству принадлежит много недвижимости, в том числе неэффективно используемой, ее можно на льготных условия предоставить в аренду женщинам, чтобы там они могли заниматься и предпринимательской деятельностью, и могли организовать там же детский сад», — предлагает Коваль.

Такая господдержка, считает она, может быть эффективной и привести к развитию женского предпринимательства в стране.

«Государство тем самым может решить несколько задач: и поможет женщинам войти в бизнес, и создаст условия для появления новых рабочих мест, и решит социальную задачу, поскольку при такой господдержке женщинам на время работы будет где оставить своих детей», — резюмировала Коваль.