Михаил Пастухов. ДЕ-ЮРЕ. Беларусь под углом Конституции России

Михаил ПАСТУХОВ

Михаил ПАСТУХОВ

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, судья Конституционного суда Республики Беларусь первого состава (апрель 1994 — января 1997 гг.). Эксперт по вопросам судоустройства, судопроизводства, конституционного и европейского права. Один из разработчиков Концепции судебно-правовой реформы, проекта Конституции 1994 г., закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» 1994 г.

4 июля вступили в силу поправки в Конституцию Российской Федерации. За внесение изменений высказались 77,92% избирателей, против — 21,27%.

Весьма вероятно, что российский опыт будет использован в Беларуси, если у власти останется прежний глава государства. В этой связи полезно ответить на ряд вопросов.

 

Насколько законны поправки?

Порядок внесения поправок в Конституцию РФ регулируется в главе 9 Конституции (ст.ст.134—137). Согласно ст.136 Конституции, поправки к главам 3—8 Конституции «…принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации».

Такой закон был принят 14 марта 2020 г. под названием «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». Однако в нем поправки в Конституцию в отступление от установленного порядка предлагается принять «…в случае их одобрения большинством участников общероссийского голосования».

Несмотря на наличие более 200 поправок, вопрос для голосования был сформулирован одним вопросом: «Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?». При этом абсолютное большинство поправок вносились в основные главы Конституции (о федеральном устройстве, президенте, парламенте, правительстве, судебной власти, прокуратуре, местном самоуправлении).

Порядок и форма голосования по поправкам в Конституцию стали ноу-хау в российской конституционной практике. На такой порядок голосования не распространяется действие законов «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О референдуме Российской Федерации». Как результат — формулировка вопроса, вынесенного на голосование, не проверялась на конституционность, разрешалось досрочное голосование и даже электронное голосование.

Тем самым инициатор поправок (заинтересованный в их принятии действующий глава государства) с самого начала получил карт-бланш на поддержку. При этом были открыты широкие возможности для фальсификации итогов голосования.

С юридической точки зрения можно утверждать, что под видом не предусмотренного Конституцией способа голосования произошло незаконное дополнение Конституции и были сняты ограничения для замещения высшей должности в государстве. По сути, произошло нечто похожее с тем, что имело место в Беларуси в ноябре 1996 г., когда под видом референдума была введена в действие новая редакция Конституции.

 

Что главное в поправках?

При желании читатели могут ознакомиться с многостраничными поправками в Конституцию РФ.

В частности, в поправках говорится о защите суверенитета и территориальной целостности РФ (ст. 2-1), о вере россиян в Бога (ст. 67-1), о государственных языках (ст. 68), о защите прав коренных малочисленных народов (ст. 69), о защите семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 72).

Однако основное зерно поправок состоит в укреплении власти президента-главы государства. Так, в новой редакции излагается ст. 81 Конституции РФ, которая определяет сроки избрания президента, а также требования, предъявляемые к кандидатам на эту должность (постоянно проживающий в РФ не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства и др.). Формально разрешается занимать должность президента не более двух сроков по шесть лет. Но… новая часть 3-1 устанавливает исключение (привилегию) для лица, занимавшего эту должность. Вопреки принципу равенства всех перед законом, такое лицо может занимать должность президента «…в течение сроков, допустимых указанным положением» (еще два раза по шесть лет).

Получается, что действующий глава государства путем внесения витиеватых поправок в Конституцию «застолбил для себя» еще 12 дополнительных лет президентства. Тем самым он посягнул на основы конституционного строя и нарушил базовую норму Конституции о том, что «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону» (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ).

И это еще не всё. Согласно поправкам, президент РФ назначает председателя правительства, кандидатура которого утверждается Государственной думой по представлению президента. Он же осуществляет общее руководство правительством РФ, вправе председательствовать на заседаниях правительства; утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти; назначает на должность заместителей председателя правительства РФ и федеральных министров; представляет Совету Федерации для назначения на должность председателя, заместителя председателя и судей Конституционного суда; председателя, заместителя председателя и судей Верховного суда; назначает председателя, заместителей председателей и судей других федеральных судов.

Президент Российской Федерации получил право формировать Государственный совет РФ «…в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства» (п. «е-5» ст.83 Конституции). Он же формирует Совет безопасности РФ «…в целях содействия главе государства…»; формирует Администрацию президента Российской Федерации «…в целях обеспечения реализации своих полномочий».

Следует обратить внимание на то, что путем простого голосования граждан вдруг создается новый орган государственной власти — Государственный совет Российской Федерации. Он становится основой единоличной власти, дополняя Совет безопасности и Администрацию президента. Тем самым происходит усиление власти главы государства, что противоречит конституционным принципам организации государственной власти: разделение властей (ст. 10), верховенство Конституции и законов (ст. 15).

При этом в дополнительной статье Конституции (ст. 92-1) кто-то услужливо предложил записать: «Президент Российской Федерации, прекративший исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, обладает неприкосновенностью».

А ведь за эту статью Конституции якобы проголосовали 77% российских избирателей! Насколько это законно и легитимно? Защитит ли эта статья Владимира Путина в случае его «…стойкой неспособности…»?

 

Пример для подражания?

Лично мне ясно, что в случае «победы» на объявленных выборах Александр Лукашенко найдет много полезных норм в новой редакции Конституции РФ.

Так, предполагаю, что ему понравится упоминание о вере в Бога, о суверенитете. Возможно, его больше устроит срок избрания на шесть лет, но чтобы в порядке исключения срок его прежнего пребывания у власти обнулился (по примеру п. 3-1 ст. 81 Конституции РФ).

По всей видимости, разработчики поправок в Конституцию придумают белорусскую модель Государственного совета, в котором будет работать «элита белорусского общества». И, конечно, не забудут успокоительную статью 92-1 о вечных гарантиях неприкосновенности.

По примеру России эти и иные поправки могут включить в Конституцию «путем голосования». Но можно и через референдум, с помощью одного вопроса: «Вы одобряете изменения в Конституцию Республики Беларусь?»

В случае «одобрям-с» можно еще после отбытия очередного пятилетнего срока 12 лет заниматься здоровым образом жизни, поражая западных глав государств спортивной выправкой.

Конкурентом Лукашенко по проведению республиканского референдума может стать Виктор Бабарико, если его не посадят окончательно после выборов. Между тем, он может предложить тот же короткий вопрос, но с иной «начинкой» и с другим логотипом.

Я допускаю, что Центризбирком может объединить две этих инициативы в один референдум. Тогда мероприятие будет интереснее, придет больше избирателей, снова появится дух состязания и возможность альтернативы.

Мое предложение более простое: упразднить должность президента как источник злоупотреблений, коррупции, несправедливости. Вместо единоличной власти предлагаю коллективное руководство на всех уровнях: в парламенте, в правительстве, в министерстве, суде, прокуратуре, милиции, местном управлении. Это восстановит демократические принципы государственной власти, в том числе выборность, законность, справедливость.

Для осуществления этого предложения достаточно созвать форум белорусского народа в лице его представителей, на котором принять три короткие резолюции: 1) восстановить Конституцию 1994 г. как единственную законную Конституцию; 2) упразднить должность президента; 3) назначить выборы в легитимный парламент страны — Верховный Совет Республики Беларусь.

Лишь отказавшись от единоличной власти, мы сможем найти согласие, принять разумные решения и построить страну для жизни.

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».