Владимир Подгол. МЕЖДУ СТРОК. Почему бы не вынести тракторный завод за МКАД

Владимир ПОДГОЛ

Владимир ПОДГОЛ

Доцент философии. Последняя запись в трудовой книжке: с февраля 1997 года — руководитель информационно-аналитического центра Президиума Верховного Совета 13-го созыва. Автор «Падручніка па апазыцыйнай барацьбе», книг «Основы политической психологии», «Куля для президента», «Властелин кули», «Чертовы жернова». Автор первой концепции закона США «Акт о демократии в Беларуси». Руководитель ОО «Информационные и социальные инновации». Создатель Музея «Место остановленного времени» (жерновов).

Борцы против аккумуляторного завода в Бресте, защищая себя, близких, детей и внуков от вредных выбросов свинцового монстра, снискали большое уважение граждан. Даже Лукашенко вынужден был учесть их позицию.

Одним из подобных аккумуляторному заводу объектов, которые отравляют жизнь в прямом смысле этого слова всех минчан и его гостей, является Минский тракторный завод (МТЗ).

Мне в молодости довелось жить и интенсивно трудиться рядом с цехами этого завода. При выхлопах из его литейного цеха нормально дышать можно было только в противогазах. И сегодня периодически вонь от МТЗ накрывает даже центр Минска. А летит с МТЗ вся таблица Менделеева. Но вопрос о выносе предприятия за пределы столицы по-прежнему не поднимается.

Вот что недавно сказал глава правительства при посещении МТЗ. «Стоит задача фактически полностью сделать новый завод. Сложность и в том, чтобы сделать его не на пустом месте (это было бы проще), надо сохранить эту площадку, интегрировать новые участки в существующую структуру предприятия», — заявил Роман Головченко.

Возникает простой и закономерный вопрос. Если проще сделать новый тракторный завод на новой площадке, то почему надо цепляться за старую? Никаких аргументов Головченко не приводит. Кроме того, что вырос в двухстах метрах от МТЗ и в школу там же ходил — эдакий тракторозаводской парень с ностальгией по годам юности.

Но у нас перед глазами есть как минимум парочка отличных примеров того, что столичная прописка на качество продукции и производственные процессы влияния не имеет:

- бизнесмены из Швейцарии с нуля и быстро построили завод по производству электричек мирового уровня;

- сборочное производство легковых китайских авто также появилось в чистом поле.

Может возникнуть и такое возражение, что тысячи рабочих с МТЗ после выноса завода надо будет чем-то занять. Да элементарно решается эта даже не проблема, а проблемочка. На месте МТЗ можно построить ряд заводов по производству компьютеров, ноутбуков, смартфонов и прочих, как говаривал всем известный знаток компьютерной техники, «плафонов». И рабочие с МТЗ мгновенно освоят новые профессии, тем более что многие из них уже сегодня продвинутые пользователи, даже свои авто сегодня работяги с МТЗ без ноутбука не чинят. А благодаря низкому уровню зарплат и высокой квалификации рабочих мы сегодня на передовых позициях в мире по привлекательности инвестиций в производство.

А кроме всего прочего, для тотальной реконструкции МТЗ нужны деньги. И где их взять? В бюджете таких денег нет, у белорусских банков деньги дорогие. Поэтому вариант один — заграница нам поможет.

Так если правительство планирует брать кредиты у западных банков, а отдавать их придется из прибыли от продажи тракторов, то, выражаясь языком Лукашенко, на хрена нам такой новый завод в центре Минска, который может оказаться в разы дороже нового завода где-нибудь в «Великом камне»?

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».