Михаил Пастухов. ДЕ-ЮРЕ. Нам нужен иной референдум

Михаил ПАСТУХОВ

Михаил ПАСТУХОВ

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, судья Конституционного суда Республики Беларусь первого состава (апрель 1994 — января 1997 гг.). Эксперт по вопросам судоустройства, судопроизводства, конституционного и европейского права. Один из разработчиков Концепции судебно-правовой реформы, проекта Конституции 1994 г., закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» 1994 г.

Виктор Бабарико предложил инициировать референдум по восстановлению Конституции 1994 г. По его мнению, там было ограничение президентских сроков, разделение властей, а также право народа определять свою судьбу.

 

Стоить ли начинать?

После видеообращения Бабарико его избирательный штаб объявил о формировании инициативной группы и призвал граждан к участию в новой кампании.

Самое интересное, что возвращение к Конституции 1994 г. предлагается через новую редакцию Конституции, принятую на референдумах 1995, 1996 и 2004 гг. Согласно ее нормам, республиканские референдумы назначаются президентом как по собственной инициативе, так и по предложениям палат парламента либо «…по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска» (ч. 1 ст. 74).

Более детально вопрос о порядке назначения и проведения референдумов прописан в Избирательном кодексе. Так, в случае инициирования референдума по предложению граждан должна быть создана группа в количестве не менее 100 человек, примерно в равной степени представляющих граждан от каждой области и г. Минска (ч. 1 ст. 114). Эта группа должна обратиться в Центризбирком с заявлением о ее регистрации, а также о согласовании вопроса (проекта решения), предлагаемого на референдум.

К заявлению должен быть приложен протокол собрания инициативной группы. В нем отражается решение об образовании группы, выдвижении инициативы о проведении референдума, вопросе (проекте решения), предлагаемом на референдум, избрании председателя группы и координаторов по областям и г. Минску, а также список членов группы, давших согласие на участие в ее работе, что должно быть подтверждено их подписями (ч. 2 ст. 114).

На этом можно было бы и завершить знакомство с правовой регламентацией инициативы граждан о проведении республиканского референдума. Становится ясно, что преодолеть этот частокол препятствий едва ли получится, если Центризбирком будет против объявленной инициативы.

Придирок может быть придумано множество. Отмечу лишь некоторые из них: 1) неправильно составлен протокол собрания инициативной группы; 2) в группе непропорционально представлены члены от областей; 3) некорректно сформулирован вопрос (проект решения), выносимый на обсуждение; 4) подписи отдельных лиц вызывают сомнения. Причем, список инициативной группы может уменьшиться после «бесед» с ее участниками со стороны руководителей предприятий, учреждений или иных лиц.

В Избирательном кодексе также прописана процедура дальнейших действий инициативной группы. В частности, документы, представленные инициативной группой, и вопрос, предлагаемый на референдум, направляются Центризбиркомом на заключение в Министерство юстиции и Прокуратуру Республики Беларусь. Эти органы уполномочены проверить «…соответствие вопроса требованиям законодательства Республики Беларусь и соблюдение порядка образования инициативной группы».

Вполне логично, что в регистрации инициативной группы отказывается «…в случае нарушения требований законодательства Республики Беларусь». Отказ в регистрации можно обжаловать в Верховный суд.

Дальше не хочется пробираться «по дебрям», установленным в статьях Избирательного кодекса с целью недопуска нежелательного для власти республиканского референдума (на мой взгляд, это один из аргументов за отмену незаконного по форме и недемократичного по содержанию Избирательного кодекса).

Тем самым, идея с проведением референдума по возращению Конституции 1994 года в рамках действующей системы власти не имеет перспектив. Даже при условии, что инициативу поддержат все 6,8 млн избирателей.

В то же время я как судья Конституционного суда, оставшийся верным Конституции 1994 г., поддерживаю идею восстановления этой Конституции и, более того, призываю к этому в своих публикациях.

 

Конституция 1994 г. ждет своего часа

В разгар избирательной кампании Виктору Бабарико стало ясно, что нынешняя редакция Конституции является неправильной. Хотя бы потому, что в ней нет ограничений для президентской власти, как и нет гарантий защиты прав граждан. В этой связи он предлагает вернуться к Конституции 1994 г.

На мой взгляд, это не только целесообразно, но и необходимо. Многие независимые юристы, в том числе и автор статьи, считают, что поправки, внесенные в Конституцию по результатам референдумов, нельзя признать законными и легитимными. В том числе: о придании русскому языку статуса государственного языка, о смене государственной символики, о «царских полномочиях» президента-главы государства, о снятии ограничений на занятие должности президента одним лицом.

Значит, Конституция 1994 г. является законной Конституцией белорусского государства. Однако для признания этого факта не нужно проводить референдум. В случае победы на выборах достаточно принести присягу на основе этой Конституции.

Так, на инаугурацию можно пригласить депутатов Верховного Совета Республики Беларусь 13-го созыва, которые сохранили верность Конституции 1994 г., меня как единственного легитимного судьи Конституционного суда, представителей политических партий, общественных объединений и движений, правозащитников, делегатов от всех регионов. В результате соберется представительный форум белорусского народа.

Этот форум может принять ряд важных резолюций. В частности, подтвердить действие Конституции 1994 г., утвердить состав временных органов власти, в том числе правительства, высших судов, Национального банка, Центризбиркома, а также назначить выборы в легитимный парламент, каким является Верховный Совет Республики Беларусь.

Новый президент своим указом может распустить незаконно образованные при нем структуры, включая администрацию, управление делами, военизированные службы, центры, комитеты, телевидение, оркестры, библиотеки, а также передать в собственность народа резиденции, самолеты, лимузины, денежные средства и иные ценности.

Он должен также попросить парламент назначить ему какую-нибудь зарплату и утвердить смету расходов на содержание необходимого аппарата.

 

Референдум как праздник демократии

Если в нашей многострадальной стране удастся избрать нового президента, то для закрепления демократических основ государственности можно и нужно провести референдум, в том числе утвердить поправки в Конституцию 1994 г.

В этой связи замечу, что мною подготовлен проект таких поправок. Он был одобрен высшим органам Белорусской социал-демократической партии (Грамада) и издан в виде отдельной брошюры (гл.: Праграмма канстытуцыйных пераўтварэнняў. – Мінск: выданне БСДП, 2020).

Кроме поправок в Конституцию, на референдум может быть вынесен и ряд других вопросов. От себя предлагаю следующий примерный список:

1) Считаете ли вы необходимым восстановить действие Конституции 1994 г. и внести в нее соответствующие изменения и дополнения (текст поправок прилагается)?

2) Выступаете ли вы за приватизацию имущества государственных предприятий, учреждений и организаций в соответствии с планом, утвержденным правительством?

3) Выступаете ли вы за придание белорусскому языку статуса единственного государственного языка с постепенным внедрением его в государственную и общественную жизнь?

4) Одобряете ли вы отмену смертной казни и оставление пожизненного заключения как исключительной меры наказания?

5) Выступаете ли вы за проведение реформы административно-территориального устройства с упразднением первичного звена местного управления и самоуправления?

6) Согласны ли вы на вступление Республики Беларусь в Совет Европы и признание общеевропейских ценностей?

7) Как вы предлагаете строить отношения с Российской Федерацией:

а) как равноправные в рамках Евразийского экономического союза;

б) как субъекта союзного государства (федерации)?

8) Как вы предлагаете решить вопрос с Островецкой АЭС:

а) продолжить эксплуатацию, усилив меры безопасности;

б) остановить производство (эксплуатацию)?

Список вопросов можно продолжить. Предлагаю заинтересованным читателям высказать свои суждения. Особенно представителей политических партий, которые в новых условиях будут играть более значимую роль, чем сейчас.

Таким образом, референдум можно провести по блоку наиболее важных вопросов государственной и общественной жизни, но не для укрепления чьей-то власти и обмана людей. Референдум должен быть праздником демократии, когда мнение граждан является основой для определения путей дальнейшего развития государства и общества.

 

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».