Беларусь и Китай могут помочь друг другу выйти на космический рынок «для бедных»

Белорусские технологии могут пригодиться Пекину при создании мобильных стартовых установок для ракет-носителей.

Накопленный предприятиями белорусского ВПК технологический потенциал открывает перед нашей страной возможность при содействии китайских партнеров выйти на международный рынок космических запусков со своим конкурентоспособным товаром.

Фото: «Синьхуа»

Едва преодолев последствия эпидемии коронавируса, Китайская Народная Республика объявила о продолжении работы над всеми своими космическими проектами. Одним из наиболее перспективных считается создание мобильных стартовых установок (МСУ) с использованием колесных шасси военного образца для коммерческих запусков легких ракет-носителей.

Причем в расчет берутся не только соображения дешевизны, но и то обстоятельство, что в случае возникновения вооруженного конфликта подобные МСУ смогут оперативно нарастить китайскую группировку военных спутников.

 

Колеса вместо космодрома

Поэтому не стала большой неожиданностью информация о том, что 27 марта частная китайская космическая компания One Space презентовала еще одну МСУ с ракетой OS-M.

Однако одними из наиболее часто используемых в последнее время являются МСУ с ракетами Kuaizhou-1/1A (KZ-1/1A) со стартовой массой 30 т, созданными на основании боевой баллистической ракеты средней дальности DF-21. Энергетического потенциала ее четырех ступеней хватает для вывода на опорную орбиту полезной нагрузки в 400 кг.

Фото: cnsa.gov.cn

Запуск KZ-1/1A осуществляется со стартовой платформы, созданной на базе незначительно доработанного военного колесного шасси. Эта МСУ оснащена автономным источником электропитания, контрольно-измерительной аппаратурой, средствами управления запуском и навигацией.

Особое внимание экспертов в области ракетной техники привлек семиосный колесный транспортер, несущий МСУ KZ-1/1A. По их мнению, уникальная колесная формула этой машины неопровержимо свидетельствует о том, что ее прототипом являются колесные шасси МА3-7912 или МАЗ-7917, разработанные в специальном конструкторском бюро (СКБ) Минского автозавода для подвижного ракетного комплекса (ПГРК) «Тополь» еще во времена СССР.

Первые попытки создать специальные колесные шасси и тягачи (СКШТ), пригодные для размещения различных вооружений (и прежде всего ракетных комплексов), были предприняты в Китае еще в 70-х годах XX века. Однако отсутствие опыта и технологий не позволило китайцам достигнуть желаемого.

А прибегнуть к помощи единственного тогда в мире разработчика шасси для ПГРК — СКБ МАЗа — не позволили натянутые отношения между СССР и КНР. Поэтому пусковые установки (ПУ) баллистических ракет DF-21 и DF-31 целый ряд лет размещались на базе полуприцепов, буксируемых седельными тягачами.

 

Как Минск помог Пекину

После обретения Беларусью независимости запреты Москвы потеряли силу, и созданный на базе производства СКШТ МАЗа Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) получил возможность (естественно, с санкции руководства Беларуси) вступать в альянсы с зарубежными партнерами.

Следствием этого стало создание в 1998 году в Сиогане (провинция Хубэй) совместного предприятия «Санцзян Волат Компани, Лтд» по изготовлению СКШТ грузоподъемностью от 20 до 75 т.

Учредителями этого СП с капиталом в 52,2 млн юаней выступили с белорусской стороны МЗКТ (доля в уставном фонде предприятия — 30%), с китайской — аэрокосмическая корпорация «Санцзян» (70%). Взнос МЗКТ составили технологии и комплектующие.

В соответствии с уставными документами в течение первых пяти лет работы СП 70% комплектующих на его сборочный конвейер должна была поставлять белорусская сторона. В последующем это соотношение должно было поменяться на противоположное.

Изначально производственные мощности «Санцзян Волат Компани, Лтд», согласно планам учредителей, были рассчитаны на выпуск 300 СКШТ в год для нужд нефтяной, строительной, горнодобывающей и лесной промышленности. Однако есть достаточно оснований полагать, что китайская сторона преодолела эти рамки и по количеству, и по назначению.

Спустя десять лет сотрудничество МЗКТ и компании «Санцзян» получило продолжение. В 2009 году партнеры создали в Минске СП по выпуску гидромеханических передач (ГМП) для СКШТ — ООО «Волат-Санцзян».

Уставный капитал предприятия был определен в 22,2 млн долларов. 50% внес МЗКТ, 50% — «Санцзян». Как и в предыдущем случае, вклад белорусской стороны составили нематериальные активы (конструкторские и технологические разработки), китайская сторона внесла реальные денежные средства.

Чуть позже аналогичное сборочное производство ГМП было организовано и на СП «Санцзян Волат Компани, Лтд» в Сиогане. В результате на сегодня Китай смог локализовать до 70% технологий, необходимых для производства собственных СКШТ.

 

Лукашенко балансирует

По мнению многих экспертов, передача Минском технологий изготовления СКШТ Пекину отнюдь не является случайным эпизодом. Внешняя политика Александра Лукашенко уже достаточно давно строится на использовании Китая в качестве противовеса России.

Чтобы завоевать расположение китайских партнеров, в надежде на ответную благодарность, Минск активно занимался экспортом в КНР доставшихся в наследство советских военных технологий.

Надо сказать, что такой расчет имел под собой вполне реальные основания. После событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году страны НАТО ввели в отношении Китая эмбарго на поставку вооружений, товаров и технологий военного и двойного назначения. Так что белорусская помощь оказалась очень кстати.

Но с тех пор экономическое, технологическое и военное могущество КНР неизмеримо возросло, и теперь уже белорусскому руководству приходится обращаться за поддержкой к Пекину. В том числе и для создания современных образцов оружия и военной техники.

В итоге такого сотрудничества появилась реактивная система залпового огня «Полонез», не так давно принятая на снабжение белорусской армии. Китайским вкладом в проект является технология производства управляемых ракет и пусковых устройств для них, белорусским — шасси для ПУ и транспортно-заряжающих машин. Причем уже в ближайшее время выпуск большинства компонентов «Полонеза» должен быть локализован на территории Беларуси.

 

В космос — с колёс!

Между тем аналитики говорят о возможности продолжения белорусско-китайского сотрудничества в области ракетостроения на более высоком уровне. По их мнению, речь может идти о создании МСУ для запуска космических ракет-носителей легкого класса на основании компонентов, применяемых в ПГРК.

Сегодня на территории бывшего СССР монополистом на космические запуски является Россия, которая владеет всей необходимой для этого инфраструктурой. Ориентируясь на тарифы мирового рынка запусков, Москва вольно или невольно отсекает от космической деятельности бывшие братские республики, у большинства которых финансовые ресурсы весьма скромны.

Альтернативой российскому варианту могут стать МСУ, позволяющие, как показывает китайский опыт, обходиться без дорогостоящих капитальных стартовых сооружений. Достаточно ровных площадок с твердым покрытием. Что дает возможность удешевить космические запуски и привлечь более широкий круг клиентов.

Как считает информированный источник, оператором может стать консорциум в составе Китая (ракеты-носители), Беларуси (шасси и пусковые установки) и Казахстана (полигоны для запуска). В качестве дополнительной услуги белорусские предприятия могли бы предложить разработку и изготовление спутников на заказ.

Нетрудно предположить, что создание подобной структуры вряд ли вызовет одобрение Москвы, и со стороны последней следует ожидать серьезного противодействия. Ведь она лишается серьезного рычага влияния на партнеров. Но участие в проекте Китая, скорее всего, удержит Россию от резких движений.