Груз задержался на границе. Как доказать форс-мажор и снизить неустойку?

Все соседние с Беларусью страны закрыли границы для борьбы с коронавирусом. Грузоперевозки не останавливаются, но пропускная способность пограничных пунктов сейчас снижена — происходят задержки и срывы поставок товаров, за которые приходится платить пени, штрафы, возмещать убытки.

Как понять, законодательство какой страны применяется к вам? Что нужно для того, чтобы доказать форс-мажор в суде? Как снизить размер неустойки за просрочку доставки?

На эти вопросы отвечают сотрудники Адвокатского бюро Revera — адвокат Владимир Ангельский и старший юрист Дмитрий Зикрацкий.

 

Законы какой страны применяются к вам

Обычно международная перевозка грузов происходит на основании письменного договора. Но договор как отдельный документ между сторонами может и не составляться — достаточно оформить накладную (международную товарно-транспортную накладную «СMR»).

В условиях договора следует проверить, законодательство какой страны будет применяться по отношению к вам.

Это нужно для того, чтобы понимать, на какое законодательство ориентироваться, если в договоре не будет ответов на все возникающие вопросы.

Существует также Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов, которую приняли 55 стран, в том числе Беларусь. Если места принятия груза или место его сдачи находятся в странах, принявших Конвенцию, то к перевозчикам будут применяться нормы этого документа.

Конвенция как международный договор имеет большую юридическую силу, чем внутренние документы любой из стран. Поэтому сначала применяться будут именно нормы Конвенции, а затем уже национальное законодательство.

Пример. Отправитель — из Польши, а перевозчик — из Беларуси. Груз везут из Польши в Россию.

В договоре указано, что применяется белорусское право, то есть система правил для регулирования отношений между сторонами — из разных стран.

Сначала будут учитываться нормы Конвенции, потому что и Польша (страна загрузки), и Россия (страна разгрузки) ее приняли. И только затем уже будет применяться белорусское законодательство.

Бывают ситуации, когда в договоре забывают указать, право какой страны будет применяться.

В таком случае применяются коллизионные нормы — нормы для договоров, в которых есть субъекты из разных стран. Если в договоре не указано, закон какой страны применяется, то смотрят на то, где зарегистрирован и осуществляет свою деятельность перевозчик (подпункт 6 части 1 статьи 1125 Гражданского кодекса Беларуси).

 

Что будет, если просрочить доставку

Ответственность перевозчика за задержку доставки устанавливает Конвенция (часть 1 статьи 17 Конвенции) и белорусский Гражданский кодекс.

Обычно в договоре (заявке) устанавливают срок доставки груза и ответственность перевозчика за его нарушение в виде неустойки (пени или штрафа).

Пример. В договоре может быть указано, что при просрочке доставки груза по вине перевозчика нужно будет заплатить штраф в размере 450 евро за каждые сутки опоздания.

Если груз не был доставлен или доставлен не вовремя, то отправитель (заказчик перевозки) имеет право обратиться в суд и потребовать взыскать пеню (штраф). При этом, если применяется Конвенция, то претензию направлять не обязательно.

Если в договоре не указаны условия и размеры выплаты неустойки, то отправитель (заказчик) не может обращаться в суд за взысканием договорной неустойки.

Но его право все же нарушено, поэтому он может обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании убытков (статья 14 ГК).

Для этого должны быть определенные условия.

Например, это возможно, если из-за просрочки доставки заказчик перевозки (получатель груза) не смог выполнить свои обязательства перед покупателем и вынужден был платить неустойку. В таких обстоятельствах заказчик перевозки должен доказать:

  • факт неисполнения или ненадлежащего исполнения договора перевозчиком;
  • наличие и размер убытков;
  • причинно-следственную связь между ненадлежащим исполнением договора и убытками.

 

Как доказать форс-мажор

Перевозчик может не платить штраф и не привлекаться к ответственности, если задержка доставки груза произошла по причине обстоятельств, которые нельзя было предотвратить (часть 2 статьи 17 Конвенции).

По белорусскому законодательству перевозчику нужно доказать, что поставка в срок невозможна из-за «обстоятельств непреодолимой силы» (часть 3 статьи 372 ГК) — тогда он не будет нести ответственность за нарушение сроков.

Если у перевозчика потребовали выплаты неустойки или убытков, можно придерживаться такой позиции: обязанность по доставке не была выполнена своевременно из-за обстоятельств непреодолимой силы.

На что можно ссылаться в суде:

  • коронавирус СOVID-19 (со ссылкой на ВОЗ);
  • решения госорганов для борьбы с коронавирусом тех стран, при пересечении границ которых возникли трудности;
  • свидетельские показания водителей, которые также стояли в очереди и которым также измеряли температуру на границе;
  • отчеты программы для отслеживания местонахождения грузовых транспортных средств;
  • распечатки телефонных звонков с указанием мест нахождения водителя в процессе перевозки;
  • распечатки с сайта Государственного таможенного комитета о количестве грузовых транспортных средств, ожидающих своей очереди для пересечения границы;
  • индивидуальные документы, выданные на границе (например, уведомление о непропуске на въезд в такую-то страну);
  • распечатки с новостных интернет-ресурсов о ситуации на границе;
  • любые иные доказательства, которые помогут перевозчику убедить суд в наличии обстоятельств непреодолимой силы;
  • важно не забывать про договор международной перевозки. В договоре стороны могут прописать условие о документах, которые должен представить перевозчик, если наступят обстоятельства непреодолимой силы. Если такое условие есть, то нужно обязательно получить такие документы.

Более того, в таких ситуациях обязательно нужно обратиться в уполномоченный орган государства, на территории которого перевозчик испытал трудности в скорости движения.

Там можно получить документ о наличии обстоятельств непреодолимой силы (в нашей стране такой орган — Белорусская торгово-промышленная палата). Но нужно будет не только доказать, что просрочку поставки вызвали обстоятельства непреодолимой силы, но еще и то, что перевозчик предпринял все меры, чтобы выполнить свои обязательства.

Имейте в виду, что для белорусских судов это будут новые дела, по которым судебная практика отсутствует. Поэтому важно предоставить суду максимальное количество доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы.

 

Как снизить размер неустойки?

Суд может уменьшить неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства (статья 314 ГК).

Если перевозчик хочет уменьшить неустойку, то можно ссылаться на:

  • чрезвычайно высокий процент неустойки, установленный в договоре;
  • значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков;
  • непродолжительный срок исполнения обязательства.

Обычно в договорах прописывают, что перевозчик обязан информировать заказчика о вынужденных задержках в пути. Крайне важно это условие соблюдать, а также позаботиться о доказательствах его исполнения. Суд учтет это при оценке несоразмерности пени.

 

Читайте по теме:

В помощь бизнесу. Как провести общее собрание во время коронавируса

В помощь бизнесу. Почему форс-мажор вам (не) поможет?