Михаил Пастухов. ДЕ-ЮРЕ. Преступное бездействие

Михаил ПАСТУХОВ

Михаил ПАСТУХОВ

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, судья Конституционного суда Республики Беларусь первого состава (апрель 1994 — января 1997 гг.). Эксперт по вопросам судоустройства, судопроизводства, конституционного и европейского права. Один из разработчиков Концепции судебно-правовой реформы, проекта Конституции 1994 г., закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» 1994 г.

Анализ ситуации с пандемией коронавируса позволяет критически взглянуть на нее в отдельно взятой стране и сделать некоторые правовые оценки.

 

Последние данные

На 1 апреля в мире зафиксировано свыше 860 тысяч случаев заражения COVID-19, из них более 40 тысяч смертельных исходов. Больше всего заболевших в США (свыше 200 тыс.), на втором месте — Италия (свыше 105 тыс.,), на третьем — Испания (почти 100 тыс.).

Пандемия получила широкое распространение в других странах Европы (Германии, Франции, Великобритании, Швейцарии), а также странах Азии и Африки.

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил, что пандемия коронавируса — «самый серьезный вызов, который стоит перед человечеством со времени Второй мировой войны».

Беда не обошла стороной и Беларусь. Несмотря на специфическую отчетность и замалчивание ситуации, число случаев инфицирования уже перевалило за две сотни. Особенно неблагоприятной выглядит ситуация в Витебской области. Там от коронавируса умер 75-летний актер местного театра Виктор Дашкевич. Сегодня стало известно о второй смерти от COVID-19. Однако в качестве диагноза врачи пишут «пневмония».

Информация из регионов Беларуси свидетельствует, что коронавирус все сильнее поражает белорусов. Тем не менее, официальные власти не признают серьезность ситуации и говорят о единичных случаях заразившихся. Они не усматривают необходимости принятия радикальных мер в целях охраны здоровья населения и ограничиваются мерами профилактики и простыми рекомендациями.

К примеру, 31 марта в программе БТ «Разговор у Президента» председатель верхней палаты парламента Наталья Кочанова заявила: «Спешить не надо. Можно ведь было сегодня всё закрыть. И дальше что? А как жить? Людям надо питаться, люди должны работать, люди должны учиться».

Можно понять логику действий властей: эпидемия пришла и уйдет, а экономика может обрушиться. С ней может рухнуть и нынешняя конструкция власти.

Думается, что по этим причинам замалчивается достоверная информация о распространении COVID-19, не признаются истинные причины смертности среди пациентов больниц, не проводится массовое тестирование на наличие заболевания.

 

Конституционные основы

Согласно ст. 2 Конституции, человек, его права и свободы признаются высшей ценностью и целью государства и общества. При этом государство несет ответственность за создание условий для свободного и достойного развития личности.

Собственно, государство для того и создается, чтобы сделать жизнь людей лучше, а при необходимости — защитить граждан от всяких опасностей, бедствий, болезней.

На государство возлагается особая обязанность — гарантировать (!) охрану здоровья своих граждан, в том числе на бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 45 Конституции).

Для обеспечения этого права граждан был принят закон «О здравоохранении» от 18 июня 1993 г. (с изм. и доп.). В нем подробно прописаны обязанности органов управления, начиная от президента и заканчивая районными отделами здравоохранения, по организации медицинской помощи больным.

В соответствии со ст. 59 Конституции на государственные органы и должностных лиц возлагаются обязанности по созданию «…внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией».

Новая редакция Конституции, принятая по итогам референдума 1996 г., сделала президента гарантом всех прав и свобод граждан, возложила на него обязанность «…уважать и охранять права и свободы человека и гражданина» (слова из Присяги президента Республики Беларусь. – Авт.).

В действующей редакции Конституции президенту Республики Беларусь даны большие полномочия (ст. 84). Он обязан их использовать, в том числе для защиты прав и свобод граждан, а при необходимости (в случае стихийного бедствия) — вводить чрезвычайное положения, опять же — для защиты жизни и здоровья населения (пункт 22).

Другие государственные органы (парламент, правительство, министерства, ведомства, местные органы управления) обязаны принимать в пределах своей компетенции меры по защите прав и законных интересов граждан.

 

Уголовно-правовая ответственность

Если органы власти или должностные лица не  выполняют своих обязательств перед гражданами либо нарушают их права, то, по логике, должны применяться нормы Уголовного кодекса Республики Беларусь. В нашем случае речь идет о применении статьи 425 УК («Бездействие должностного лица».

Данная норма предполагает неисполнение должностным лицом действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, сопряженное с попустительством преступлению (…), либо причинение (…) существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам.

Тем самым, основным признаком бездействия должностного лица является несовершение действий, которые оно должно и могло совершить в силу возложенных на него обязанностей. Такое поведение должно быть сопряжено с попустительством к бездействию (типа: всё у нас спокойно, расслабьтесь, беда пройдет стороной).

Последствия бездействия могут выражаться и в причинении вреда гражданам (например, болезни, страдания, расходы, смерти). Следует учитывать и вред, причиненный государственным или общественным интересам (например, массовые смерти).

По первой части статьи 425 УК наказания незначительные: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Часть 2 статьи 425 УК предусматривает бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности. Здесь органам следствия надо будет доказать наличие такой заинтересованности (в чем был интерес). В этом случае наказание может быть более строгим, в частности, до пяти лет лишения свободы.

В статье 425 УК имеется и третья часть. Она применяется, если бездействие совершено должностным лицом, занимающим ответственное положение или если наступили тяжкие последствия.

На практике «ответственным положением» может признаваться любая руководящая должность (например, главврач больницы), а в качестве тяжких последствий может быть смерть пациента или массовое заболевание людей.

Применительно к ситуации, сложившейся в стране в связи с распространением COVID-19, можно говорить о возможности применения и других статей УК. В частности, статьи 427 «Служебный подлог» (если, например, скрывается реальный диагноз заболевания или смерти), а также статьи 428 «Служебная халатность» (если, к примеру, врачам не выдаются необходимые средства защиты, и они в результате заразились).

Как видим, непринятие надлежащих мер по борьбе с коронавирусом, если он получит широкое распространение, может, в принципе, повлечь за собой не только массовую смертность среди населения, но и привлечение к уголовной ответственности многих должностных лиц. Правда, для этого необходимо, чтобы в стране было независимое следствие, принципиальные прокуроры и… другие судьи.

В реальности все может завершиться тихими похоронами пожилых белорусов, очередным недовольством действиями власти, упадком экономики и уровня жизни и… выборами нового-старого президента при завидной поддержке выживших избирателей.

Но могут быть и иные варианты развития событий…

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».