Иностранцы в Беларуси. Между законом, высылкой и депортацией

Третий год работает общественная приемная правозащитной организации Human Constanta, которая консультирует иностранных граждан и лиц без гражданства. Число обращений иностранцев в 2019 году увеличилось более чем в три раза.

Фото pxhere.com

 

Кто обращается и зачем

В 2019 году в приемную в Минске обратилось 420 человек из 60 стран, рассказала на пресс-конференции в Минске координатор направления по защите прав мигрантов, беженцев и лиц без гражданства Human Constanta Энира Броницкая. Это более чем в три раза больше, чем годом ранее — в 2018 было 134 обращения.

Большая часть обращений касается разрешения проживание в Беларуси — временное и постоянное.

Более 25% обратившихся иностранцев являются гражданами России и Украины. Несмотря на отсутствие языкового барьера и схожесть законодательной базы, у обратившихся возникает много проблем, связанных с прохождением административных процедур в Беларуси, а также более сложные проблемы во время пребывания на территории нашей страны.

 

Таинственный список, высылка и другие странности

«В 2019 году мы выявили недочеты в работе миграционных служб, ухудшающие правовое положение иностранцев: некачественная работа электронной регистрации временно пребывающих в Беларуси иностранцев, отсутствие возможности подать заявление на получение разрешения на временное проживание иностранцам, прибывающим в Беларусь по безвизовому режиму. Людям предлагается выехать из страны, получить визу и снова въехать, а уже потом обращаться за разрешением на временное проживание», — рассказала Энира Броницкая.

Несколько обращений в общественную приемную подтвердили, что сотрудники миграционных служб продолжают отказывать в оформлении приглашений для выдачи гостевых виз гражданам из перечня стран, неблагополучных в миграционном отношении.

Характерно, сказала Броницкая, что в Департаменте по гражданству и миграции МВД настаивают, что существование такого списка — обычная практика во многих странах.

Однако, отметила юрист общественной приемной Human Constanta Алена Чехович, в Беларуси список не публичный, недоступен для широкой общественности. О том, что та или иная страна в нем находится, правозащитники узнают, когда жители Беларуси хотят кого-то пригласить, а это оказывается нежелательным. Так выяснилось, что в этом списке есть Алжир, например.

В 2019 году подтвердилась сложившаяся практика по ущемлению прав иностранцев, подвергнутых процедуре высылки, продолжила Броницкая.

В белорусском законодательстве предусмотрено несколько процедур выдворения иностранцев: депортация, высылка и выдача (экстрадиция).

Процедура высылки, в отличие от депортации, не является частью административного процесса: «Следовательно, высылаемые иностранцы не наделены соответствующими процессуальными правами. Кроме того, установленный порядок обжалования не гарантирует невысылку до момента подачи жалобы. Также были выявлены случаи оставления таких жалоб без рассмотрения. Процедура выдачи иностранцев более урегулирована белорусским законодательством, предоставляет больше гарантий с точки зрения прав человека и требует более серьезных оснований и доказательств для ее осуществления».

Между тем в 2019 году были положительные примеры не выдворения из Беларуси тех, кому в странах их гражданской принадлежности угрожала опасность. Это, к примеру, иранец Мехрдад Джамшидиян и таджик Фарход Одинаев.

При этом в отчете правозащитников упоминается случай, когда жалобу и прошение о защите просто проигнорировали.

Так, в мае 2019 года в минском аэропорту был задержан гражданин России Исмаил Нальгиев. Сначала он провел три часа в аэропорту, после чего под конвоем его доставили в здание администрации Октябрьского района Минска. В этот же день было принято решение о высылке Нальгиева из Беларуси в принудительном порядке. С постановлением о высылке его ознакомили только через два дня после принятия решения государственными органами и в этот же день принудительно выслали в Россию.

Адвокат Нальгиева успел от его имени подать жалобу на постановление о высылке, которая была зарегистрирована.

«Тем не менее, высылка в нарушение законодательства Республики Беларусь не была приостановлена. В случае Нальгиева в России ему угрожали произвольный арест и пытки, что уже является самостоятельным основанием для неосуществления высылки», — отмечается в отчете правозащитников.

«В работе с прописанными в законе основаниями для высылки мы обратили внимание белорусских компетентных органов на то, что они не должны злоупотреблять применением такой процедуры без существенных и конкретных оснований, когда не существует реальной угрозы общественной безопасности. Особенно это важно учитывать при выдворении иностранцев, имеющих крепкую связь с Беларусью и не имеющих возможности проживать в странах своего гражданства», — сказала Броницкая.

В 2019 году все еще сохранялась проблема длительного содержания иностранцев в изоляторах временного содержания, которые для этого не предусмотрены. В них не обеспечивается возможность коммуникации с родственниками, условия содержания неблагоприятны для жизни и здоровья, задержанным не оказывается надлежащая медицинская помощь.

Для задержанных в рамках административного процесса иностранцев не предусмотрено предоставление защитника государством. В то же время иностранец лишен возможности самостоятельно нанять адвоката, находясь под стражей.

«Мы обратили внимание Белорусской республиканской коллегии адвокатов и уполномоченных органов на данную проблему и предложили начать работу над внесением изменений в действующее законодательство в части установления гарантий доступа к правовой помощи», — рассказала Энира Броницкая.

Также существует проблема информационной изолированности задержанных иностранцев. Например, в приемную обратилась девушка из Испании, которая рассказала о пяти задержанных в Беларуси кубинцах в прошлом году.

«Не всегда по информированию быстро срабатывают наши госорганы, а также не оперативно работают посольства стран, граждан которых задерживают», — отметила Алена Чехович.

 

Что изменится, когда вступят в силу изменения в закон о правовом положении иностранцев

В июле 2020 года вступят в силу изменения в закон «О правовом положении иностранных граждан». Human Constanta также предлагала ряд предложений, среди них:

• исключить из закона и других нормативно-правовых актов понятие «неблагополучное в миграционном отношении государство»;

• установить судебный порядок высылки иностранцев, а также исключить возможность высылки иностранца до истечения установленного законодательством срока на обжалование решения о высылке;

• добавить в качестве основания для приостановления процедуры депортации иностранца подачу иностранцем жалобы на решение о депортации;

• установить в законодательстве максимальные сроки для исполнения решений о высылке/реадмиссии иностранцев, помещенных с этой целью в закрытые учреждения типа ИВС, в том числе максимальные сроки задержания иностранцев для установления их личности;

• установить в законодательстве механизмы доступа задержанных иностранцев к защитнику, переводчику, контактов с родственниками и консульской службой государства гражданства по желанию иностранца, а не администрации места содержания под стражей;

• установить в законодательстве обязательство государственных органов использовать высылку/депортацию только как крайнюю меру, когда существует реальная угроза общественной безопасности, а также учитывать смягчающие обстоятельства: срок проживания на территории Беларуси, наличие тесных семейных, культурных, социальных и экономических связей и так далее.

«Большинство наших предложений не были поддержаны. Но к одному все же прислушались — ввести гарантии на бесплатную медицинскую помощь для задержанных иностранцев. Еще необходимо постановление Совмина на этот счет, но гарантированное право в законе будет с 1 июля 2020 года», — отметила Броницкая.