Михаил Пастухов. ДЕ-ЮРЕ. О послании, поправках и интеграции

Михаил ПАСТУХОВ

Михаил ПАСТУХОВ

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, судья Конституционного суда Республики Беларусь первого состава (апрель 1994 — января 1997 гг.). Эксперт по вопросам судоустройства, судопроизводства, конституционного и европейского права. Один из разработчиков Концепции судебно-правовой реформы, проекта Конституции 1994 г., закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» 1994 г.

На фоне пандемии короновируса, который накрыл почти все страны, отошли на дальний план события в правовой сфере. Однако они продолжают развиваться.

 

О послании Конституционного суда

Накануне Дня Конституции нынешний состав Конституционного суда порадовал главу государства и палаты парламента своим посланием о состоянии конституционной законности в стране.

Как всегда, всё у нас хорошо с законностью. В прошлом году белорусские парламентарии приняли 41 закон (точнее, изменения и дополнения в законы). Конституционные судьи их проверили на предмет соответствия Конституции и признали их вполне конституционными. Даже печально известный «закон Равкова» — о праве призывников на одну отсрочку для учебы.

А еще конституционные судьи поведали, что граждане Беларуси направили «уполномоченным субъектам» (президенту, парламенту, правительству, Верховному суду) почти 100 обращений о нарушении своих конституционных прав и свобод в применяемых нормативных актах и просили переадресовать их в Конституционный суд для проверки. Однако те не посчитали нужным это сделать. Сам же Конституционный суд не уполномочен начинать производство по обращениям граждан.

Правда, Конституционный суд высказал ряд предложений по совершенствованию действующего законодательства. Он, оказывается, озабочен недостаточным уровнем социальной защиты граждан и призывает участвовать в реализации социальной политики, наряду с государственными органами, «…производственные и общественно-профессиональные организации» (только непонятно, что это за организации).

Конституционный суд также озаботился уровнем защиты прав граждан в условиях интеграции России и Беларуси и призвал продолжить «…глубокое осмысление и реализацию конституционных положений с учетом меняющихся общественных отношений». Тем не менее, о своей «секретной работе» над поправками в Конституцию в послании ничего не сказано.

 

О поправках в Конституцию

В последнее время в России по инициативе Владимира Путина произошла молниеносная «реинкарнация» Конституции. На глазах оторопевших от неожиданности россиян представители власти внесли нужные для них «поправки». Осталось лишь дождаться результатов «народного волеизъявления», назначенного на 22 апреля. После этого в России будет несменяемый президент (во всяком случае, до 2036 года).

Конституционный маневр российских правотворцев, видимо, немало удивил белорусских коллег, которые уже несколько лет что-то готовят в тайне от народа.

В интервью главной газете страны председатель Конституционного суда Петр Миклашевич, говоря о работе над поправками в Конституцию, заявил: «Конституционным судом выработаны концептуальные предложения по возможным изменениям Конституции. Могу сказать, что при этом мы учитывали важность сохранения стабильности в процессе конституционного развития, чтобы предложения об изменении конституционных положений были направлены на решение задач социального прогресса, модернизацию общества, формирование эффективного государства» («СБ. Беларусь сегодня», 14.03.2020).

Как видим, ничего конкретного. Ключевое слово — «стабильность», остальное — «порожняк». Тем не менее, Миклашевич признает тот факт, что Конституционный суд работает над поправками в Конституцию.

В этой связи у меня возникает ряд правовых вопросов: 1) на каком основании судьи в рабочее время занимаются деятельностью, которая не относится к их компетенции; 2) почему не создана конституционная комиссия; 3) почему работа неизвестной группы юристов осуществляется келейно?

Обдумывание этих вопросов приводит к выводу, что конституционные судьи выполняют особо важное и деликатное поручение главы государства. О его сути можно догадаться: обеспечить трансформацию и устойчивость нынешней власти, а для всеобщей радости — дать какие-то «пряники» гражданам. Некоторые контуры поправок в сфере «социального прогресса» и «модернизации общества» просматриваются в заключительной части послания Конституционного суда.

С правовой точки зрения такой порядок подготовки поправок в Конституцию является нелегитимным. Более того, применительно к действиям конституционных судей он может быть расценен как незаконный, поскольку они не уполномочены этим заниматься. Это — не что иное, как злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424 УК). А если «поправки» будут использованы при проведении референдума, то «правотворчество» судей можно квалифицировать как пособничество в изменении конституционного строя путем иного нарушения законов Республики Беларусь.

 

Об углубленной интеграции

Как отмечалось в предыдущих публикациях на сайте Naviny.by, Россия предложила Беларуси создать 12 надгосударственных органов и «завершить» процесс интеграции.

В этой связи я разделяю мнение политического аналитика Александра Класковского, что «…для мягкого финансово-экономического, а затем и политического поглощения Беларуси достаточно одного лишь единого эмиссионного центра». Другими словами, перехода на российский рубль.

В условиях глобальной пандемии, катастрофического падения цен на нефть, девальвации белорусского рубля и деградации экономики для действующей группы власти могут наступить тяжелые времена. Тогда единственным средством спасения может стать подписание условий «31-й карты». На юридическом языке это называется «измена государству» (ст. 356 УК).

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».