Коронавирус: по телевизору больше успокаивают, чем информируют

Освещение в белорусских медиа темы пандемии коронавируса SARS-CoV-2, вызывающего заболевание COVID-19, выглядит честным, но явно недостаточным. Судя по поведению людей в местах массового скопления, магазинах и общепите, СМИ не смогли донести до своей аудитории навыки безопасного и ответственного поведения в период угрозы.

Белорусский правящий режим больше двух десятилетий продавал населению два главных идеологических продукта — безопасность и стабильность. Вызов напугавшей весь мир (кроме белорусского президента) пандемии делает оба эти продукта особенно востребованными.

 

А вот за руку лучше не здороваться

Однако такой товар особенно чувствителен к информационно-рекламной упаковке, иными словами — качеству пропаганды. Административные меры властей в итоге попадают в зависимость от целей пропаганды, что мешает введению карантина, а там, где он фактически вводится, это определение заменяется эвфемизмами, такими как «управляемая самостоятельная работа студентов».

Особенно восприимчивы как к коронавирусу, так и к государственной пропаганде пожилые люди. По идее, именно им следует принять наиболее жесткие меры для собственной безопасности, отказаться от посещения людных мест, похода в гости и приема гостей.

Да, Минздрав Беларуси об этом говорит, но сказанное его сотрудниками не получает массового распространения, теряясь среди других сюжетов. Телеканалы не показывают соответствующей социальной рекламы.

12 марта министр здравоохранения Владимир Караник докладывал главе государства о ситуации и говорил правильные слова президентскому пулу журналистов. В телеотчетах был показан дозатор с антисептиком для рук у входа в президентский кабинет и то, как Караник им воспользовался. После этого показали, как президент и министр пожали друг другу руки, а между тем это был неплохой повод показать, что именно сейчас лучше воздерживаться от такой привычки.

 

Электрокары затмили COVID-19

Телеканалы показывают, что жизнь в Беларуси продолжается без изменений, и лишь из новостей про зарубежье выясняется, что мир сошел с ума, паникеры скупают туалетную бумагу, но оснований для паники нет — вакцину от нового коронавируса вот-вот найдут, в группе риска лишь те, кто контактировал с зараженными иностранцами.

В этом плане были особенно показательны итоговые передачи на телеканалах СТВ, ОНТ и «Беларусь 1» 15 марта: общими для всех и при этом показанными в качестве приоритетных оказались сюжеты об использовании электрокаров в Беларуси. На двух первых названных каналах тема пандемии подавалась под занавес передачи, в «Главном эфире» на «Беларусь 1» — открыла вторую ее половину, уступив электрокарам и интервью с министром жилищно-коммунального хозяйства о сортировке бытового мусора.

Пользователи же социальных сетей, читатели негосударственных СМИ оказываются в информационном пузыре, где о коронавирусе кричат все заголовки и есть шансы, что часть информации дойдет до пожилых людей. Одновременно можно констатировать, что пока не опустели бары и рестораны, спортзалы и бассейны, метро, хотя проявления ажиотажа наблюдалась в гипермаркетах — некоторые покупатели делали большие закупки.

 

Нужно помочь гражданам действовать осознанно

Белорусы не выглядят напуганными, что одновременно и хорошо, и плохо. Хорошо потому, что паника мешает мыслить рационально. Плохо потому, что основания остерегаться инфекции есть у всех, а не только у путешественников.

Да и изменить поведение следует всем — увеличение дистанции до других людей и санитарные меры могут дать человеку лишний шанс не заразиться, не распространить вирус, а врачам — возможность дольше работать вне аврального режима.

Отсрочка важна и для экономии ограниченных ресурсов системы здравоохранения, и для того, чтобы вероятное распространение эпидемии в Беларуси началось как можно позднее.

Собственно, тут надежда не столько на быстрое изобретение чудодейственного эликсира, сколько на солнечную летнюю погоду, которая если не прекратит распространение вируса, то уменьшит его выживаемость вне человеческого тела.

Вполне возможно, что отсрочка подходит к концу, и Минздрав от рекомендаций по ограничению массовых мероприятий перейдет к приказам. Система белорусских СМИ способна донести высказывания президента до массовой аудитории, хоть часть журналистов цитирует главу государства с иронией или критикует.

Однако сейчас пришло время дать медикам надежный канал коммуникации с населением, чтобы граждане осознавали уровень стоящих проблем и могли принимать осознанные решения относительно собственной безопасности и безопасности своих близких, выбирать ответственное поведение.

 

Требуется баланс в подаче темы

Министр Караник 8 марта на ОНТ выступил с развенчанием двух мифов о SARS-CoV-2

: «Первый миф — это миф о том, что против коронавируса не формируется иммунитет, можно болеть этой болезнью много раз. На самом деле иммунитет формируется... Второй миф — коронавирусная инфекция вызывает стойкое поражение иммунитета, она сродни СПИДу, а человек, ею переболевший, остается глубоким инвалидом...»

Это был важный и действительно полезный шаг, направленный на предотвращение паники. Но разовые призывы к спокойствию без ежедневной массовой работы по информированию неэффективны, так как у белорусского населения не очень высокое доверие к государственным институтам. Дескать, врали о Чернобыле и сейчас соврут.

Впрочем, излишняя успокоенность была бы так же вредна, так как приглушает полезный для выживания навык опасаться.

В распространении достоверной и полной информации о пандемии COVID-19 белорусским медиа нужно найти правильные тон, интенсивность информирования. Важно предупредить массовый психоз и в то же время подготовить к изменению привычного образа жизни, вызовам рецессии для белорусской и мировой экономики.

Глава Института имени Роберта Коха Лотар Вилер 17 марта в Берлине сказал журналистам, что пандемия коронавируса может продлиться около двух лет. Вряд ли так долго будут закрыты границы, но вполне вероятно, что нам в Беларуси и за ее пределами придется научиться жить рядом с этой инфекцией. Просветительная роль медиа тут будет очень полезна.