«Все в сложной ситуации». Грозит ли «Белавиа» банкротство из-за коронавируса?

На март и апрель авиакомпания уже отменила около 300 рейсов.

Национальный авиаперевозчик «Белавиа» может понести существенные потери из-за отмены рейсов в связи с эпидемией коронавируса, но банкротство ему вряд ли грозит.

«Белавиа» продолжает приостанавливать полеты из-за запретов на перемещение людей в разных странах в связи с распространением коронавируса.

Сегодня национальный авиаперевозчик сообщил, что с 18 марта до 1 мая не будет летать в Воронеж, Краснодар, Казань, Москва (аэропорт «Жуковский»), Нижний Новгород, Ростов-на-Дону и Сочи. Днем ранее «Белавиа» сообщила о приостановке рейсов в Баку, Бейрут, Кишинев и Ригу.

Всего на март и апрель авиакомпания отменила около 300 рейсов в страны Европы, Азии и Ближнего Востока, посчитали Naviny.by.

В «Белавиа» не захотели говорить, какое воздействие окажет ситуация с коронавирусом на их финансовые показатели.

«У меня нет сил на комментарии и разговор», — сказал Naviny.by заместитель генерального директора по маркетингу и внешнеэкономической деятельности Игорь Чергинец и направил за ответом в пресс-службу. Там сказали, что данная информация является коммерческой тайной.

В Департаменте по авиации Министерства транспорта и коммуникаций оказались чуть более разговорчивыми.

«Все в сложной ситуации. Сейчас прогнозы — самое неблагодарное занятие. Еще не совсем много времени прошло. Каждый день всё меняется, поэтому мы проводим мониторгинг, и, конечно, какие-то меры [господдержки] будут вырабатываться», — сказали в департаменте.

Компания «Белавиа», как и другие авиаперевозчики, сама не инициирует отмену рейсов, но вынуждена реагировать на ограничения, которые вводят правительства других стран, отметил в комментарии для Naviny.by управляющий партнер консалтинговой компании Aeropartner Solutions Group Григорий Померанцев.

При этом, по его словами, в сложившейся ситуации авиаперевозчик несет очень большие издержки.

Вне зависимости от того, совершаются полеты или нет, компания имеет фиксированные платежи. Как правило, это лизинг самолетов, зарплаты сотрудников и другие обязательства.

«У компании есть фиксированные платежи. И эти суммы очень большие. При этом компания получает выручку, если выполняет полеты. Если остается минимальное количество полетов, то, соответственно, доходы минимизируются. Ослабление курса рубля также имеет негативное значение для авиакомпании, потому что все лизинговые платежи выполняются в валюте», — отметил эксперт в авиационной сфере.

Вместе с тем он полагает, что «Белавиа» не грозит банкротство, как некоторым компаниям в Европе.

«Безусловно, отрасль ждут глобальные перемены. Скорее всего, будут поглощения компаний и банкротства. Но “Белавиа” в этом смысле находится в достаточно защищенном положении. За счет сильной позиции на белорусском рынке и возможности рассчитывать на господдержку “Белавиа”, безусловно, будет существовать», — убежден Григорий Померанцев.

Среди возможных мер государственной поддержки он назвал выделение прямой финансовой помощи для погашения долгов или покрытия расходной части, налоговые послабления в трудный период, содействие в переговорном процессе по отсрочке лизинга за самолеты и так далее.

Авиакомпании рассчитывают, что кризис из-за коронавируса завершится до начала летнего сезона. Май, июнь, июль — пиковые месяцы, когда авиаперевозчики зарабатывают те деньги, которые кормят их в течение всего года.

«То, что кризис развивается сейчас, это не самая большая проблема, потому что пиковый сезон еще не начался, поэтому большая надежда на то, что к маю ситуация нормализуется. Если этого не произойдет, то ситуация будет только усугубляться», — отметил управляющий партнер консалтинговой компании Aeropartner Solutions Group.