Михаил Пастухов. ДЕ-ЮРЕ. В чем сила Конституции?

Михаил ПАСТУХОВ

Михаил ПАСТУХОВ

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, судья Конституционного суда Республики Беларусь первого состава (апрель 1994 — января 1997 гг.). Эксперт по вопросам судоустройства, судопроизводства, конституционного и европейского права. Один из разработчиков Концепции судебно-правовой реформы, проекта Конституции 1994 г., закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» 1994 г.

Под таким лейтмотивом 12 марта с.г. прошел круглый стол по инициативе центра «Европейский диалог» и Общественной конституционной комиссии. В заседании приняли участие более 40 челове, в том числе политики, юристы, депутаты Верховного Совета 12-го и 13-го созывов, журналисты. Модераторами выступили: Анатолий Лебедько и Александр Добровольский. Каждый из участников мог выступить и внести свои предложения.

 

В чем актуальность вопроса?

Почти во всех странах время от времени вносятся поправки в Конституцию, а то и принимаются новые Конституции. Беларусь не является исключением.

Правда, особенностью конституционного развития страны стало внесение поправок в Конституцию через референдумы. В мае 1995 г. — об изменении государственной символики, о придании русскому языку статуса государственного, о российском векторе интеграции, о праве президента распускать парламент. В ноябре 1996 г. была принята новая редакция Конституции, в результате чего основные властные полномочия перешли в руки президента-главы государства.

Однако, как отметил в своем приветственном слове к участникам круглого стола бывший председатель Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва, он же председатель Общественной конституционной комиссии Мечислав Гриб, тот референдум прошел при многочисленных и грубых нарушениях действующего законодательства и поэтому не мог быть признан законным, а его результаты — юридически значимыми.

Таким же незаконным следует признать и референдум от 17 октября 2004 г., на который выносился вопрос об отмене ограничительных сроков на занятие должности президента.

Значит, Конституция 1994 г. в ее первоначальной редакции была и остается настоящей Конституцией Беларуси.

Тем не менее, за более чем 25-летнюю историю стали очевидными ряд недостатков этой Конституции. В частности, излишние полномочия президента, недостаточная самостоятельность правительства, зависимость судов от президентской власти, фиктивность местного самоуправления, слабость механизмов защиты прав и свобод граждан.

Поэтому в новых условиях Конституцию 1994 г. целесообразно подправить и адаптировать применительно к современному этапу развития государства и общества.

Одновременно действующая в стране власть предпринимает меры по совершенствованию «своей» Конституции. Цели этой «правотворческой деятельности» понятны — упрочить основы авторитарного режима и обеспечить его транзит под прикрытием неких правовых форм. Примером для подражания может служить «конституционная реформа» в соседней России.

 

В чем суть Конституции?

Термин «конституция» (от лат. Constitution — установление) был известен еще в Риме и использовался для изложения велений императоров. Однако в государственно-правовом смысле этот термин стал применяться после буржуазных революций.

Первая Конституция была принята в США 17 сентября 1787 г. учредительным конвентом от девяти штатов в Филадельфии. В Европе первой конституцией считается Конституция Речи Посполитой от 3 мая 1791 г. (она, по сути, не применялась из-за скорого раздела объединенного государства. — Авт.) В сентябре 1791 г. была принята Конституция Французской республики (она вскоре была заменена Конституцией 1795 г. — Авт.).

Сущность конституции традиционно связывают с устройством государственной власти, определением системы государственных органов, порядка их создания и полномочий. Позднее в конституциях стали закрепляться права и свободы граждан.

То есть, конституция — это наиболее важный закон, в котором получают «прописку» основы государственного устройства и статуса граждан. Конституции придается высшая юридическая сила с тем, чтобы остальное законодательство соответствовало его положениям. Для контроля за соблюдением конституции в европейских странах, по примеру Австрийской республики (с 1920 г.), стали создаваться конституционные суды.

Государство должно заботиться о своих гражданах и создавать для них максимально благоприятные условия жизни. Правовым средством такого порядка выступают предоставляемые им права и свободы граждан. В настоящее время в государствах-членах ООН (а это — 193 государства) признаются международные стандарты гражданских, политических, экономических и культурных прав и свобод.

В современных государствах конституция является законом прямого действия, что означает применение конституционных норм на практике. Государственные органы и должностные лица обязаны соблюдать эти нормы, а равно нести установленную ответственность за их нарушение.

В Республике Беларусь как члене международного сообщества, взявшем на себя многочисленные обязательства, в том числе в сфере соблюдения прав человека, должны действовать общие правила. Однако проблема состоит в том, что нынешняя группа власти отказалась от демократических положений, закрепленных в Конституции, и управляет страной по своему усмотрению. В таких условиях Конституция превратилась в фикцию, как и провозглашенные в ней права и свободы граждан.

 

Как восстановить силу Конституции?

Ответ на этот вопрос давали мыслители прошлого. Так, французской просветитель Поль Гольбах (1723 — 1789) в работе «Естественная политика» писал: «Нет ничего более чуждого целям общества, чем деспотизм или своеволие государя. Такое своеволие разрывает узы, связывающие граждан, изгоняет из их сердец любовь к родине, стремление к деятельности, трудолюбие и добродетель…». По его мнению, такую власть нельзя ни поддерживать, ни допускать.

Американский юрист, автор Декларации о независимости США, третий президент США Томас Джефферсон (1743 — 1826) выступал за право народа на восстание против тирана-правителя, попирающего свободы человека.

Следует также отметить, что в преамбуле Всеобщей декларации прав человека 1948 г. говорится о праве людей прибегать к восстанию против тирании и угнетения.

В Конституции Республики Беларусь (в преамбуле и статьях 1, 2, 3, 21, 22, 23, 59, 60, 61, 62) также закрепляется право граждан (народа) защищать свои права, устои народовластия и правового государства.

Поэтому с юридической точки зрения вопрос о восстановлении законности решается просто: нарушителей надо привлечь к ответственности. Однако для этого надо, как минимум, восстановить действие, по сути, отмененной Конституции 1994 года.

Как это можно сделать? Каждый гражданин, который заинтересован в правовом порядке, вправе потребовать от представителей власти придерживаться положений Конституции или покинуть свои должности. Чем более объединенными и решительными будут эти требования, тем больше шансов на изменение ситуации. В противном случае граждане должны отдавать отчет в том, что они обрекают себя на бесправное существование.

День Конституции напоминает каждому о наших правах, о возможности жить достойно и богато, участвовать в управлении делами государства, быть президентом, депутатом, министром или просто свободным человеком.

В этой связи я как судья Конституционного суда Республики Беларусь, доктор юридических наук, профессор, гражданин, который не смог реализовать себя на государственном поприще за время правления Александра Лукашенко (а мог бы и хотел этого), заявляю: да здравствует Конституция 1994 года, которая была и есть единственной Конституцией страны и открывает нам дорогу в будущее!

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».