Транзит власти в России от Путина к Путину не снимает угрозы аннексии Беларуси

Изменение конституции Российской Федерации, которое обнуляет сроки для президента России, по большому счету, мало что меняет в отношениях Беларуси и РФ.

Фото kremlin.ru

Возникшая в свое время перед Владимиром Путиным проблема продления своих полномочий в 2024 году по истечении двух положенных по конституции президентских сроков изначально могла решаться разными способами.

Объединение Беларуси и России в рамках Союзного государства очевидно рассматривалось как один из возможных вариантов решения этой проблемы. Причем вариант этот не только рассматривался, но и активно проводился в жизнь в рамках углубленной интеграции.

Косвенно об этом свидетельствуют завеса таинственности в течение всего процесса, постоянное отрицание белорусским официозом наличия политической составляющей переговоров, раскрытие в конце прошлого года того, что есть 31-я дорожная карта политической интеграции. И, в конце концов, нервные высказывания самого Александра Лукашенко об угрозе инкорпорации.

 

Режим Путина цементируется

Неясно, какой именно вариант распределения постов в Союзном государстве предлагался, но Лукашенко он явно не устроил. А сама идея дальнейшей интеграции с Россией не вызвала никакого энтузиазма в белорусском обществе.

Вариант с достройкой Союзного государства оказался не самым простым и быстрым, и в Кремле ему предпочли более удобный вариант решения проблемы-2024 через изменение конституции России.

Суть конституционных изменений, помимо продления полномочий Путина, сводится к цементированию сложившейся системы политических отношений в РФ — электоральной президентской автократии, основанной на технологических манипуляциях избирательным процессом.

То, что нынешний российский лидер через реформу конституции будет решать вопрос продления своих полномочий, не было неожиданностью с момента начала этого процесса. Был неясен лишь механизм будущего удержания власти: собирается ли Путин оставаться президентом или уйдет на пост председателя нового органа — Госсовета, которому расширят полномочия.

Утвержденное 11 марта Государственной думой и Советом Федерации РФ обнуление президентских сроков с момента принятия новой конституции позволяет Путину баллотироваться на тот же пост еще два раза на шестилетний срок и в перспективе оставаться у власти до 2036 года.

 

Скопировано у Лукашенко

Заметим, что путинский режим вновь осуществил элегантное заимствование из истории эволюции белорусского авторитаризма. Именно таким образом — через новый отсчет после принятия Конституции 1996 года с «изменениями и дополнениями» — Лукашенко продлил свой первый срок пребывания у власти на два года.

Копирование этого опыта не просто забавно, но и еще раз подтверждает гомоморфизм российского и белорусского политических режимов. Именно поэтому белорусам довольно скучно наблюдать за российскими перипетиями — ведь мы всё это уже видели.

Разрешение вопроса транзита власти в России от Путина к Путину новым способом не снимает угрозы аннексии Беларуси. Единственное, на что можно рассчитывать, — это временное снятие остроты этого вопроса в повестке дня.

Пока россияне будут заняты проблемами переорганизации новой системы власти, Беларуси можно вздохнуть спокойно.

 

Засунули руку в пасть тигра

Однако не стоит рассчитывать, что эта передышка продлится долго. Скорость конституционных изменений в России — это самый интригующий момент: о реформе объявили в январе, а уже в апреле все изменения будут утверждены.

Зачем такая спешка? Возможно, дело лишь во внутренней ситуации в России и создании выгодной Путину ситуации политической неопределенности. Пока все только соображают, что происходит, новая система отношений уже начинает работать. Но возможно и другое: Россия проводит упреждающую внутреннюю реорганизацию власти для реализации каких-то больших внешнеполитических задач. И это не сулит Беларуси ничего хорошего.

Даже если отвлечься от мрачных прогнозов, нужно отдавать себе отчет в том, что несостоявшийся процесс «углубления интеграции» формирует новую ситуацию в отношениях России и Беларуси.

Пытаясь разрешить проблему сокращения государственных доходов из-за российского налогового маневра, власти Беларуси выставили на торги значительную часть суверенитета страны. Теперь любые новые договоренности с Россией будут упираться в уже парафированную премьерами двух стран в прошлом году программу по реализации положений Союзного договора и дорожные карты.

И это задает новую точку отсчета в отношениях двух государств. Сделать вид, что этого всего не было, никак не получится. Белорусские власти сами засунули руку в пасть тигра.

 


Андрей Егоров, старший аналитик Центра европейской трансформации (Минск), магистр политических наук