Лукашенко взялся модернизировать свою пропагандистскую машину

От обслуживающих власть газет и телеканалов Лукашенко хочет более результативных действий по защите национального информационного пространства от влияния извне.

На недавнем совещании с руководителями государственных СМИ Александр Лукашенко акцентировал внимание на информационном суверенитете, борьбе с фейками и создании «мобильного канала по типу Euronews». Попробуем разобраться, о чем идет речь.

Фото пресс-службы президента

Понятие «информационного суверенитета» было введено в прошлом году Концепцией информационной безопасности. Под этим понимается «неотъемлемое и исключительное верховенство права государства самостоятельно определять правила владения, пользования и распоряжения национальными информационными ресурсами, осуществлять независимую внешнюю и внутреннюю государственную информационную политику, формировать национальную информационную инфраструктуру, обеспечивать информационную безопасность».

Сейчас на совещании глава государства более лаконично пересказал это определение и подчеркнул: «И это право [проводить собственную информационную политику] мы как суверенное и независимое государство должны отстаивать во что бы то ни стало, в том числе на информационном поле. Казалось бы, что нам еще тут бороться и воевать на этом поле. Но, увы, приходится».

Заинтересованные услышали в высказываниях президента намерение бороться с российской пропагандой, но могут быть и другие трактовки: врага по имени он не называл. Возможно, речь идет не о конкретных мишенях, а о задаче контролировать белорусское информационное пространство в принципе.

По поводу зарубежных передач на белорусских телеканалах президент высказался так: «А если кто-то хочет сюда прийти — пожалуйста, как мы туда. Платите деньги, спросите разрешения, дайте свой товар, продукт, мы посмотрим — может быть».

Таким образом, об огульной блокировке российского контента в Беларуси речь не идет.

 

Будет ли закон о фейках?

Лукашенко предрек рост информационных угроз в ближайшем будущем, не уточнив, имеет ли он в виду предстоящие президентские выборы или продолжающийся спор с Россией: «Подтасованные факты, фейки, дипфейки, так называемая постправда, когда аудиторией умело манипулируют, намеренно уводя от действительно важных проблем, — эта и другая информационная отрава сродни химическому оружию. То ли еще будет. Нас ожидают еще более сложные вещи, которые просто будет трудно опровергать. По крайней мере, в коротком промежутке времени».

Симптоматично, что накануне совещания у президента министр информации Александр Карлюкевич на коллегии своего министерства заявил: «Главное, что мы можем и должны противопоставить клевете и лжи, — объективную, правдивую журналистику. Это — базис информационной безопасности страны».

Еще ранее, в январе на конференции в БЕЛТА «Deepfakes: новый вызов информационной безопасности» Карлюкевич выступил с инициативой внести в законодательство понятия «фейк» и «дипфейк», «уже сегодня готовить проекты, где будут прописаны такие понятия».

Министр не уточнил, о каком нормативно-правовом акте может идти речь, и если тема не получила развития на коллегии и на совещании у президента, то есть надежда, что пока дело ограничится созданием передач, аналогичных передаче «Антифейк» на телеканале ОНТ.

 

Долю белорусского контента на ТВ вряд ли резко увеличат

Карлюкевич на той же коллегии своего ведомства заявил: «К декабрю текущего года в ежемесячном объеме вещания выпускаемых телепрограмм должно быть не менее 30% контента белорусского (национального) производства. В связи с чем необходимо активизировать работу по созданию собственных информационных продуктов — проектов, которые будут востребованы зрителями».

Собственно, действующий закон «О средствах массовой информации» и так требует выполнять этот показатель. Сегодня Белтелерадиокомпания утверждает, что у нее 42,7% программ своего производства. Недавний мониторинг Белорусской ассоциации журналистов дал такой результат: на телеканале «Беларусь 1» российский контент по времени в прайм-тайм занимает 63% (отечественный, надо полагать, 37%), на ОНТ — 72% (28%).

В отчетах с совещания у президента про показатель в 30% речи особо не было, но о необходимости расширять использование отечественного контента Лукашенко точно говорил: «Нужно больше своей телепродукции».

В этой связи можно предположить, что руководители телеканалов попросят больше денег на выполнение задачи, получат часть от просимого и в итоге доля национального контента останется практически на прежнем уровне — около трети, с преобладанием в новостном вещании, а в сфере развлекательного контента сохранится доминирование российского продукта.

 

Многих ли привлечет канал «по типу Euronews»?

Президент то ли отозвался на предложение руководителей госСМИ, то ли сам выступил заказчиком создания в Беларуси нового телеканала «по типу Euronews». Он уточнил, что нужна «сжатая, краткая информация по сути с каким-то видеорядом».

Председатель Белтелерадиокомпании Иван Эйсмонт и директор агентства БелТА Ирина Акулович после совещания несколько четче обрисовали планы. По словам Эйсмонта, телеканал рассматривается «как проект всех государственных СМИ». А Акулович сообщила, что на новом телеканале можно будет делать прямые трансляции с пресс-конференций в пресс-центре БЕЛТА.

За редким исключением новости на всех белорусских телеканалах на одно лицо, у них одинаковая иерархия повестки дня, а освещение деятельности главы государства иногда сопровождается дословным повторением не только оценок, но и целых фраз устами разных журналистов.

Это значит, что простое объединение усилий госСМИ не поможет, так как нельзя поставить в эфир подряд несколько почти одинаковых сюжетов на одну тему. С другой стороны, Агентство телевизионных новостей Белтелерадиокомпании в принципе способно обеспечить канал сжатой, краткой информацией — оно это делает для существующих теле- и радиоканалов уже четверть века. На «Беларусь 1» новости уже выходят почти каждый час, и если не брать итоговый выпуск, они обычно лаконичные.

Другое дело, что аудитория такого новостного канала вряд ли будет массовой. К слову, аудитория Euronews не является массовой ни в одной из стран вещания, в том числе в Беларуси. Технически нет проблемы показывать новости нон-стоп, но бросятся ли их смотреть?

Лукашенко обмолвился: «мобильный канал». Если бы речь шла о намерении сделать канал, который будет заточен на потребление продукции на смартфоне, в соцсетях и мессенджерах, то у этого проекта могла бы быть не только перспектива освоения государственных средств. Но президент, скорее всего, имел в виду мобильность в смысле разворотливости.