«Ситуация напряженная». Российским АЗС в Беларуси не хватает топлива

В концерне «Белнефтехим» отрицают дефицит топлива на АЗС, а действия белорусских структур российских компаний расценивают как проявление нервозности.

Автозаправочным сетям российских компаний в Беларуси не хватает топлива, поступающего с нефтеперерабатывающих заводов в Мозыре и Новополоцке, рассказали игроки на рынке.

Фото pixabay.com

«Грузят плохо, заявки в полном объеме не выполняются. Это факт. Нам не дают остановиться совсем, но ситуация напряженная», — рассказал Naviny.by руководитель отдела розничных продаж одной из российских сетей.

По его словам, компания не имеет альтернатив в поставках топлива. На импорт российских нефтепродуктов в Беларусь наложен запрет с ноября прошлого года, а в переработке ресурса на давальческой основе им отказывают.

«Сейчас ситуация аховая. У нас нет никаких альтернатив», — отметил собеседник.

Но другие их ищут. Например, «Газпромнефть» купила альтернативное топливо в соседних странах. Компания привезла небольшой объем из Польши и Латвии, рассказали Naviny.by в концерне «Белнефтехим».

Небольшие партии нефтепродуктов идут также от группы «Сафмар», которая сейчас является единственным поставщиком российской нефти в Беларусь.

«Российские нефтяные компании начали закупку топлива для своих АЗС в Беларуси у компаний группы “Сафмар”. Белорусские заводы работают с компаниями этой группы по процессингу. Часть нефтепродуктов, полученных по процессингу, будет реализована ”Сафмаром российским компаниям, чьи АЗС в Беларуси сейчас испытывают определенный дефицит в топливе для розницы. Речь идет о Роснефти, Лукойле, Газпромнефти и Татнефти», — рассказал Naviny.by источник, знакомый с работой группы «Сафмар» в Беларуси.

В дочерних структурах «Роснефти» и «Газпромнефти» отказались от комментариев. В белорусских офисах «Татнефти» и «Лукойла» сказали, что на их АЗС нет дефицита топлива и проблем с его поставками. Впрочем, в начале февраля «Лукойл» вводил лимиты на продажи топлива на некоторых своих станциях из-за сбоев с поставками, но после критики со стороны концерна «Белнефтехим» их отменил.

АЗС с российским капиталом занимают на белорусском рынке около 20%. Основная доля (около 70%) приходится на государственное предприятие «Белоруснефть». Оно не испытывает трудностей с поставками нефтепродуктов со стороны белорусских НПЗ и обеспечено запасами топлива на две недели.

«Внутренний рынок на несколько недель подстрахован», — отметил собеседник на госпредприятии.

С нехваткой топлива столкнулись лишь сети с российским капиталом, потому что их материнские компании не хотят поставлять нефть в Беларусь на белорусских условиях, предположил источник в нефтяной отрасли.

«Если вы поставляете нефть, то получаете нефтепродукты. А раз не поставляете, то не получаете. Это такой политэкономический вопрос, но никто не хочет выносить это в публичную плоскость», — отметил собеседник.

В концерне «Белнефтехим» заявили, что регулярные отгрузки топлива идут в адрес всех заправочных сетей, в том числе дочерних структур российских компаний.

«У них есть эти объемы. Мы им даем. Но все время идет какое-то проявление нервозности. Им все время кажется, что завтра кислорода им не хватит. Поэтому «Лукойл» продемонстрировал лимиты, «Газпромнефть» пытается продемонстрировать альтернативные поставки. Но они ввезли на уровне суточной нормы (в пределах 1200 тонн). Это в данном случае не системная поставка, а разовая демонстрация», — сказал Naviny.by пресс-секретарь концерна «Белнефтехим» Александр Тищенко.

По его словам, российским компаниям неоднократно предлагали работать в Беларуси по давальческой схеме, но это предложение осталось без внимания.

«Чтобы дать им больше кислорода и снять тревожность, мы неоднократно предлагали материнским структурам работать по давальческой схеме. Они почему-то не реагируют на это предложение», — отметил представитель «Белнефтехима».