В помощь бизнесу. Период налоговой проверки — пять лет: как это понять?

Верховный суд в конце декабря 2019 года разъяснил, как суды должны применять законы, когда рассматривают «налоговые» дела.

Но ясности это не добавило, считает юрист ООО «Юридическая компания «ВЕРДИКТ» Анна Рубинштейн.

Сразу скажем, что вместо ответов на актуальные вопросы — прежде всего, о сроке налоговой проверки — Верховный суд в постановлении № 6 от 19 декабря 2019 года просто продублировал нормы законодательства. И комментариев по существу дела не дал.

Так, из пункта 15 постановления № 6 следует, что налоговые органы вправе взыскивать налоги с государственных организаций и частных компаний в течение 5 лет с того дня, как истечет срок уплаты налогов. Причем этот срок — предельный.

Но дальше в своем разъяснении Верховный суд указывает, что этот срок не применяется в случаях, когда «проверяемый период в соответствии с законодательными актами превышает 5 лет».

Фактически здесь продублирован пункт 2 статьи 61 Налогового кодекса.

Теперь представьте, что налоговая служба решила проверить организацию.

Налоговый орган в этом случае будет руководствоваться указом № 510 от 16 октября 2009 года.

Этот документ устанавливает, что проверка того, как организация соблюдала налоговое законодательство, проводится за период, который не превышает 5 лет.

Причем этот срок исчисляется по-особенному. Он составляет 5 лет, предшествующих году, в котором налоговая служба приняла решение назначить проверку, плюс «кусочек» года, в котором назначила проверку.

То есть по указу № 510 любая налоговая проверка должна охватывать период более 5 лет. Это значит, что пятилетний срок для взыскания налогов, о котором говорит Верховный суд, не применяется, когда проводится любая проверка налогового законодательства.

Полагаем, законодатель хотел выразить что-то другое, но формальное толкование правовых норм приводит именно к такому выводу.

Разумеется, Верховный суд должен был дать пояснения относительно этой нормы. А именно — указать (со ссылкой на вторую часть пункта 16 указа № 510), что пятилетний срок для взыскания налогов не применятся только в тех случаях, когда законодатель прямо прописал, что проверка того, как организация соблюдала налоговое законодательство, не ограничена временными периодами. А не во всех случаях, когда пятилетний срок проверки фактически превышен.

К сожалению, этого сделано не было. В результате под вопросом остается, как дальше пойдет судебная практика и насколько «адекватной» она будет.

Неясно и то, будут ли по результатам стандартной налоговой проверки взыскиваться налоги с белорусских организаций только за 5 лет или без учета ограничений пятилетнего периода.