«Луч» выпустил коллекцию часов по мотивам работ Алены Киш

А в фирменном магазине «Луча» выставлена одна из немногих сохранившихся работ самобытной белорусской художницы.

Минский часовой завод «Луч» презентовал коллекцию часов «Асоба». Первые часы из этой серии созданы по мотивам расписных ковров белорусской самобытной художницы Алены Киш. В фирменном магазине на проспекте Независимости, 95 выставлена работа художницы — расписной ковер «Рай».

«В этих часах всё белорусское, начиная с циферблата, механизма, заканчивая ремешком. Механизм выполнен на 15 рубиновых камнях, с противоударным устройством оси баланса. Корпус из латуни покрыт стойким к царапинам и износу черным хромом. На задней крышке из нержавеющей стали нанесена гравировка — цветы из обрамления ковров Алены Киш, в центре которых логотип Луч, название коллекции, имя художницы и порядковый номер часов», — рассказал арт-директор Минского часового завода «Луч» Иван Кравченя на презентации новых часов 24 декабря.

Это лимитированная коллекция — всего часов типа унисекс, которые можно купить в магазине и через сайт «Луча», выпущено 200 штук; цена — 189 рублей.

«С точки зрения изготовления циферблатов эти часы самые сложные, — рассказал Naviny.by Иван Кравченя. — Потому что в технике тампопечати использовалось более чем в два раза больше элементов, чем обычно».

В серии «Асоба» планируются часы с изображением работ и других художников. Но их имена пока держатся в секрете. «Мы хотим пропагандировать белорусскую культуру», — подчеркнул арт-директор.

С этой целью одна из работ Алены Киш «Рай» до марта будет демонстрироваться в фирменном магазине «Луча». Расписной ковер, сшитый из трех льняных полотнищ, доставили из музея-заповедника «Заславль».

«Работе почти сто лет», — рассказал на презентации главный хранитель музея Александр Рак.

Экспонат оценивается в 10 тысяч евро, хотя, по мнению, хранителя музея, оценить подлинную стоимость этой работы очень сложно: «Можно говорить о том, что она бесценна!»

Авторству Алены Киш принадлежит около 300 рисованок, но в целости осталось всего 13. За исключением двух, все они хранятся в Заславле.

Алена Киш — яркий представитель наивного искусства, родилась под Слуцком примерно в 1889 году. Ее работы оценили лишь через несколько десятков лет после смерти, а сегодня имя художницы — в одном ряду с Нико Пиросмани и Анри Руссо во Всемирной энциклопедии наивного искусства, где Киш представляет белорусский примитивизм.

Ее работы очень яркие, фантазийные и сказочные. Много картин на схожую тему, при этом все работы отличаются друг от друга. Общее же — это эклектика.

Родившись в многодетной семье, свою она не завела, ходила от деревни к деревне и предлагала сделать ковер на заказ, вручную расписывая льяныне полотна. Жизнь ее была малорадостна, как и жизнь большинства людей, для которых она рисовала. Ушла из жизни Алена Киш добровольно, в 1949 году утопившись в реке.

Александр Рак обратил внимание на то, что Алена Киш часто рисовала людей в городской одежде. При этом жизнь в городе для большинства представителей ее поколения была мечтой, которая редко сбывалась. Белорусам на селе с 1935 по 1974 год паспорта выдавали в исключительных случаях. Вот люди и были привязаны к колхозу и месту жительства.

Любопытно, что у самой Алены Киш паспорт все же был. Единственная сохранившаяся ее фотография — как раз из этого документа.

Несколько лет назад «Беларусьфильм» снял документальную ленту «Маляваны рай» о судьбе уникальной художницы.

«Она рисовала райский сад — этих необыкновенных зверей, лебедей, львов, которых никогда не видела и поэтому выглядящих, как большие кошки. Райский сад Алены Киш — это надежда на счастье не на этом, а на том свете», — заключил Александр Рак.