Рекламный бизнес устал играть в «угадайку» с властями

Компании, которые занимаются наружной рекламой, хотят четких правил игры на рынке и их соблюдения со стороны властей.

Бизнес констатирует бессистемный подход в регулировании рынка наружной рекламы и ждет от властей четких правил игры и их соблюдения.

Проблемные вопросы обсуждались на круглом столе, организованном Республиканским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП).

 

Бессистемный подход и высокая доля субъективизма

Председатель РСПП Александр Швец констатировал, что сегодня наружная реклама является неотъемлемой частью современной городской среды, она может и должна максимально выгодно реализовывать свои возможности, но для этого необходимо соблюдение важных условий: со стороны операторов наружной рекламы — это потенциал и желание развиваться, а со стороны городских властей — системный подход к контролю и развитию наружной рекламы.

Александр Швец

Местные власти, по мнению Швеца, за последние двадцать лет так и не выработали системного подхода к этому виду бизнеса и фактически до сих пор не сформировали свое отношение к наружной рекламе.

Существующий уровень диалога бизнеса и городских властей председатель РСПП сравнил с автомобилем, который совместными усилиями удалось завести, но пока он просто тарахтит и никуда не едет.

«Нужна четкая парадигма развития наружной рекламы, которая не только обозначит, наконец, позицию этого вида рекламы, но и укажет вектор ее развития. Требуются конкретные действия и решения, искреннее понимание проблемы не только со стороны бизнеса, но и местной власти. Бизнес устал играть в угадайку, пытаясь предвидеть то, что нужно городу. Наружная реклама  обладает огромным потенциалом, которым город не может (или не хочет?) воспользоваться», — отметил первый заместитель председателя РСПП Игорь Самкин, который долгое время возглавлял Ассоциацию рекламных организаций.

Игорь Самкин

Главной проблемой, связанной с бессистемностью подходов со стороны местной власти, в РСПП считают отсутствие четкости во взаимодействии и реализации полномочий между, например, руководством и структурными подразделениями Мингорисполкома, с одной стороны, и бизнесом, с другой.

По мнению бизнес-союза, принимаемые решения носят хаотичный и зачастую «индивидуальный» характер, согласовываются «осторожно» и «по случаю».

«Несмотря на хорошо отработанное законодательство, его правоприменительная практика во многих вопросах оставляет желать лучшего. Одна из причин этого связана с определенной высокой долей субъективизма руководящих должностных лиц разных государственных органов по поводу, что такое хорошо и что такое плохо», — отметил Александр Швец.

 

Центр принятия решений и преемственность решений

Для выработки решений, мониторинга текущих вопросов и стратегического планирования в сфере наружной рекламы РСПП предлагает создать своеобразный центр принятия решений. По мнению бизнес-сообщества, именно уполномоченный и заинтересованный орган управления способен решить накопившиеся проблемы и разрешить противоречия, коих немало.

Более двух лет назад при Комитете архитектуры и градостроительства Мингорисполкома уже была создана рабочая группа по наружной рекламе с участием бизнеса, но со временем она перестала функционировать.

«Нужна перезагрузка отношений рекламного бизнеса с Минским горисполкомом. Надо создать определенные правила игры и рабочий орган, который был бы заинтересован в том, чтобы эта деятельность приносила в городской бюджет доход», — подчеркнул исполнительный директор Ассоциации рекламных организаций Валерий Боднарь.

Валерий Боднарь

По его информации, по итогам прошлого года рекламный бизнес перечислил в городской бюджет около 5 млн долларов.

Следующим негативным следствием бессистемного и неструктурного подхода в РСПП считают отсутствие преемственности принятых в разное время решений. По словам представителей бизне-союза, принятые решения пересматриваются и аннулируются, законные основания подвергаются сомнению или вовсе не исполняются. Соответственно, бизнес не имеет гарантий стабильности своего существования, что не позволяет выстраивать стратегию дальнейшего развития.

 

Первые шаги

В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли согласились с доводами рекламщиков и заявили о необходимости выработки стратегических решений, чтобы бизнес понимал, в каком направлении действовать.

Как рассказала начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Инна Гаврильчик, первые шаги в этом направлении уже делаются.

Инна Гаврильчик

Так, в поправках в закон «О рекламе» прописана норма, которая предусматривает разработку местными органами власти требований к рекламным конструкциям на центральных улицах, проспектах и так далее.

«Это только первый шаг в этом направлении. Министерство готово к тому, чтобы четко прописывать те нормы, которые не позволили бы расширяться разночтениям законодательства на местах», — сказала Инна Гаврильчик.

По ее словам, в свое время МАРТ несколько раз информировало Минский горисполком о том, что назрела необходимость выработки общих технических требований к рекламным конструкциям, которые желает видеть город и которые бы не портили внешний вид города, но их предложения остались без ответа.

Представителей Мингорисполкома приглашали на круглый стол, но они не пришли.