«Иначе фабрики загнутся». Кондитеров предлагают объединить в холдинг

Гендиректор «Коммунарки» рассказал про кондитерский холдинг, войны брендов и вкусы россиян и китайцев.

На базе фабрики «Коммунарка» предлагают создать кондитерский холдинг, но эта идея пока не находит поддержки со стороны некоторых представителей власти.

 

Объединиться, чтобы не загнуться

«Что произошло за последние годы? “Первая шоколадная фабрика” закрылась. “Ивкон” закрылся. “Конфа” дышит на ладан. “Спартак” работает на 90-95%. “Слодыч” снижает. Развивается одна “Коммунарка”, а средние предприятия сегодня загибаются. Чтобы они жили, они должны расти, объединяться, интегрироваться. Сегодня стоит такая задача», — рассказал во время пресс-тура на «Коммунарку» генеральный директор предприятия Иван Данченко.

По его словам, сейчас прорабатывается вопрос создания кондитерского холдинга на базе «Коммунарки». Изучен опыт объединения молочных предприятий под крышей компании «Савушкин продукт» бизнесмена Александра Мошенского.

«Конечно, это все делано в пределах одной области, где нет местничества, есть понимание между властями области и «Савушкиным продуктом», как надо управлять производством. Там создана централизация многих функций, в том числе закупок и продаж, но бренды остаются. Лучше чем Савушкин продукт, сегодня структуры нет», — отметил Иван Данченко.

По его мнению, в холдинг в первую очередь могла бы войти минская фабрика «Слодыч», которая была построена на деньги «Коммунарки», поэтому «пора возвращаться к родным берегам».

Присоединиться к холдингу предлагают и «Спартаку», но в Гомельском облисполкоме, которому принадлежит фабрика, инициативу встретили прохладно.

Не видит смысла в холдинге и вице-премьер Владимир Дворник, который сейчас курирует агропромышленный комплекс, а раньше долгое время руководил Гомельщиной. Но руководитель «Коммунарки» оптимистично смотрит на перспективы объединения кондитерских фабрик.

«Иначе будет “Ивкон”, “Конфа” и “Первая шоколадная фабрика”. И чем больше мы тянем, тем больше мы приближаем это», — отметил гендиректор «Коммунарки».

 

Конкуренты из России

Особенно актуальным на «Коммунарке» считают создание холдинга на фоне роста импортной продукции.

По данным концерна «Белгоспищепром», за январь-сентябрь этого года на внутреннем рынке продано более 24 тысяч тонн шоколадных изделий, что на 10,1% больше, чем в прошлом году, но при этом удельный вес отечественной продукции составил 56,4% и снизился на 7,5%.

На полках магазинов стало много российской продукции. Белорусским предприятиям тяжело с ней конкурировать.

«Коммунарка увеличивает производство и продажи, в том числе на внутреннем рынке. Но мы одни за всех не можем тянуть. Конечно, дешевая российская продукция, сделанная по российским техническим регламентам, на дешевом российском сахаре, более конкурентоспособна», — отметил Иван Данченко.

По его словам, сахар в России дешевле почти в два раза. Кроме того, кондитерская отрасль в России получает немалые государственные субсидии, в том числе на сертификацию продукции и развитие экспортных продаж.

«Они в Беларусь везут конфеты, а им дорогу удешевляют на 50%. И сахар у них стоит 300 долларов за тонну, а у нас 550 долларов за тонну. А сахар у нас занимает 35% в объеме и 10% в себестоимости. Вот с кем мы конкурируем!» — сказал руководитель «Коммунарки».

Однако, как утверждают на фабрике, российские конфеты уступают отечественной продукции по качеству, поскольку у нас более жесткие требования к производству.

«Конечно, сегодня пришло много российских конфет. Но они пришли дешевые, без какао и молока. Я не знаю, из чего их делают. Вот, что сегодня в магазинах. Белорусы их попробуют и потом возвращаются к своим классическим вкусам. А это то, что любит Алла Пугачева. Это улучшенная “Белочка”, улучшенная “Алёнка”. Даже знаменитый [руководитель Россельхознадзора Сергей] Данкверт, который останавливает молоко и мясо, присылает в фирменные магазины людей, и они коробами везут белорусскую “Белочку”», — рассказал Иван Данченко.

 

Белорусские конфеты любят и в России, и в Китае

При этом, по его словам, белорусские конфеты не особо хотят пускать на российский рынок.

«С Россией есть одна проблема — война брендов. Они не дают, чтобы мы продавали нашу “Белочку” и “Аленку” на российском рынке. Естественно, тогда и мы уже не пускаем, хотя на Комаровку контрафакт привозят. Мы предлагаем русским договариваться о свободном хождении. Не хотят. Они понимают, что наши порвут по качеству и по вкусу», — рассказал гендиректор «Коммунарки».

Белорусские конфеты, сообщили на фабрике, полюбили не только в России. Продукция востребована и в других странах. Основными рынками сбыта являются также Украина и Китай. В этом году экспорт ожидается на уровне 30,5 млн долларов, что на 5% больше по сравнению с прошлым годом.

«Китайское направление — одно из приоритетных. Там создана своя компания с красивым китайским именем “Алеся”. В этом году объемы продаж на Китай увеличились в шесть раз. Туда было непросто войти. Китайцам всё наше кажется приторно сладким. Для них мы сделали отдельные конфеты. Они называются Lucky Chucky. Там больше арахиса и меньше сахара. Китайцы едят и балдеют. Эта конфета и на внутреннем рынке вызывает интерес», — сообщил Иван Данченко.

 

Еще одна «Коммунарка»

Но большая часть продукции «Коммунарки» продается в Беларуси. Она реализуется в основном через торговые сети, у фабрики также есть собственные 18 магазинов и 8 кофеен. Еще 32 торговые точки работают по договору франчайзинга.

Сейчас на фабрике активно готовят новогодние подарки. Уже сделали миллион штук. До конца года соберут еще 200 тысяч подарков.

«Дополнительные заявки на подарки идут до сих пор. Линии работают и днем, и ночью, без выходных», — рассказал гендиректор «Коммунарки».

Предпраздничные дни на предприятии — хорошее время для заработков. В декабре средняя зарплата должна достигнуть 1600 рублей. С начала года она составила 1100 рублей. На фабрике работает 1590 человек, из них 75% — это женщины.

В этом году фабрика планирует увеличить объемы производства примерно на 5% — до 27,5 тысячи тонн. Выручка ожидается на уровне не меньше 225 млн рублей, что примерно на 10% больше прошлогоднего показателя.

Вырученные средства направляются на модернизацию предприятия. За последние семь лет в обновление вложено порядка 50 млн евро. В следующем году предприятие планирует инвестировать в линии по производству шоколада и новых сортов конфет.

В ближайшие три года «Коммунарка» хочет построить собственный логистический центр, а пока собирается арендовать до 5 тысяч квадратных метров недалеко от МКАД. А в ближайшие пять лет руководство планирует построить, по сути, еще одну фабрику.

«Нужна новая площадка или новый корпус на действующей площадке, чтобы было куда развиваться в следующую пятилетку. Но увеличение мощностей не исключает создание холдинга», — отметил Иван Данченко.

 

 

Фото Сергея Сацюка