Интернет-сегмент Беларуси требуют признать отдельным рынком

Соответствующая декларация была представлена на форуме по управлению интернетом IGF Belarus.

Глобальные интернет-корпорации должны признать Беларусь отдельным рынком и географически локализовать свои сервисы. Об этом говорится в декларации, которая была представлена 19 ноября в Минске на форуме по управлению интернетом IGF Belarus.

Декларацию подписали представители ряда белорусских негосударственных СМИ и медиаэксперты, в том числе БелаПАН, TUT.by, Onliner, «Наша Ніва», «Еврорадио», reform.by, CityDog, KYKY, БАЖ, Press Club Belarus.

«В последние годы, — говорится в декларации, — одними из самых заметных продуктов глобальных интернет-корпораций стали рекомендательные новостные сервисы. Запуск новостных рекомендательных агрегаторов существенно повлиял на медийный рынок Беларуси. Сейчас корпорации не учитывают страновые особенности и зачастую игнорируют необходимость географической привязки контента по стране его создания».

«Отсутствие полноценного геотаргетинга ставит в неравные условия журналистские редакции в Беларуси по сравнению с тем, как работают их коллеги в России, Украине, Литве, Латвии и Польше, — считают представители СМИ и эксперты. — Интернет-корпорации не выделяют Беларусь как самостоятельную страну и определяют белорусских пользователей в обобщенный русскоязычный сектор либо лишь частично локализуют контент. Это ослабляет внутренний медийный рынок и препятствует его полноценному развитию».

«Игнорирование интернет-корпорациями необходимости локализовать сервисы для Беларуси противоречит концепции информационной безопасности, утвержденной в марте 2019 года. Это напрямую воздействует на информационную сферу Беларуси и нарушает информационный суверенитет нашей страны», — подчеркивают авторы декларации.

По их мнению, «локализация сервисов крупнейших интернет-корпораций ни в коей мере не ущемляет конституционных прав граждан свободно искать, получать, передавать, производить, хранить и распространять информацию, а лишь укрепляет национальный медийный рынок и поддерживает открытость белорусского информационного пространства для работы иностранных СМИ и интернет-ресурсов».

«При этом мы уверены, что белорусские СМИ могут в значительно большей степени соответствовать ожиданиям белорусской аудитории от рекомендательных сервисов корпораций. Таким образом, локализация этих сервисов в том числе будет выгодна их непосредственным владельцам, обеспечивая лучший пользовательский опыт их посетителям», — говорится в декларации.

Ее авторы призывают коллег, общественность, представителей корпораций, а также Мининформ, МИД и другие госструктуры «обратить внимание на проблему локализации контента и способствовать позитивным сдвигам в вопросе взаимодействия белорусских СМИ и мировых рекомендательных сервисов».

«Мы считаем, что Беларусь должна быть полноценной самостоятельной страной на мировой интернет-карте», — подчеркивается в декларации.

Белорусские СМИ и эксперты намерены потребовать от Google, Yandex, Mail.ru, Opera, Microsoft, Apple и других корпораций «учитывать потребности белорусского рынка и предпринять все возможные действия по решению проблемы».

Они, в частности, предлагают «выделить Беларусь как отдельный регион потребления новостного и другого информационного контента, в том числе обособить белорусскую повестку дня от новостей соседних русскоязычных стран».

Предлагается также предоставить белорусским СМИ приоритет в ранжировании источников информации в рекомендательных системах для пользователей, выбравших регион Беларусь как основной.

Один из инициаторов декларации Федор Павлюченко призвал присоединяться к ней онлайн медиа, в том числе государственные, сообщает БелаПАН.