Украина хочет открыть для Беларуси выход к Черному морю

Но общественность видит угрозу в восстановлении судоходства между Беларусью и Украиной.

Украина рассчитывает предоставить доступ белорусскому речному транспорту к Черному морю уже в следующем году. Для беспрепятственной перевозки грузов по Днепру специалисты проведут дноуглубительные работы.

Фото pixabay.com

«Планируется проведение работ по дноуглублению в рамках международного проекта Е40. Если наши польские соседи поддержат этот проект, мы сможем соединить Балтийское, Черное и Каспийское моря. Это большой вызов, и мы уже начали необходимые процедуры. Надеюсь, со второй половины 2020-го мы будем готовы сделать первые перевозки внутренним водным транспортом из Беларуси до Черного моря», — рассказал 22 октября министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий.

 

На пути к морской державе

О восстановлении водного пути Е40 от Балтийского моря в Польше до Черного моря в Украине заговорили несколько лет назад, но пока конкретные договоренности есть только между Беларусью и Украиной.

Обе страны уже имеют небольшой опыт поставок грузов по реке.

Недавно, к примеру, на Мозырский нефтеперерабатывающий завод прибыло оборудование из Италии. На специальном судне оно отплыло из порта Ортона в Адриатическом море и через пролив Босфор зашло в Черное море, где в порту Херсона было перегружено на речную баржу и затем по Днепру и Припяти доставлено к заводскому причалу. Дорога заняла более трех недель.

Раньше с Мозырского НПЗ также по реке поставлялось дизельное топливо в Украину.

Страны договорились усиливать судоходство и увеличивать грузооборот.

Беларусь со своей стороны построит речной порт в деревне Нижние Жары Брагинского района. Инвестиционный договор подписан с компанией «Белпорт Нижние Жары» белорусского бизнесмена Василия Варфоломеева. Порт обойдется в 22 млн долларов. Работы должны быть завершены в 2025 году.

«Да, мы работаем над вопросом двухсторонних перевозок по маршруту Беларусь — Украина. Перевозки и сегодня у нас есть, но не в том объеме и не в тех масштабах. Чтобы поставить это на широкие рельсы, надо произвести дноуглубительные работы. С нашей стороны работы ведутся в плановом порядке. Есть вопрос по украинской стороне. Нужно провести дноуглубительные работы от Нижних Жаров до Киевской ГЭС. То есть, есть узкие места, которые надо разрешить, и есть договоренности на самом высоком уровне», — рассказала Naviny.by заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Наталья Александрович.

Такая договоренность была достигнута на Форуме регионов Беларуси и Украины, который прошел в Житомире 3-4 октября с участием Александра Лукашенко и Владимира Зеленского. Украинская сторона подтвердила готовность провести дноуглубительные работы на Днепре до 2,65 метра при наличии соответствующего грузопотока.

Предполагается, что основной объем грузооборота обеспечат расположенные в Гомельской области Мозырский НПЗ и Петриковский горно-обогатительный комбинат, который строит «Беларуськалий».

По подсчетам экспертов, восстановления E40 позволит перевозить между Украиной и Беларусью дополнительных 4 млн тонн грузов ежегодно, отмечал ранее министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий.

 

Проект с налетом секретности

Восстановление пути Е40 критикует общественность. Бизнес-сообщество указывает на повышенные риски от реализации проекта, экологи бьют тревогу в связи с пагубным воздействием на природу, которое приведет к «смерти Полесья».

Координатор кампании «СТОП Е40!», инженер-эколог общественной организации «Багна» Ольга Каскевич отметила закрытый характер реализации проекта Е40.

По ее словам, проводимые на реках работы имеют трансграничное влияние, поэтому должна проводиться оценка воздействия на окружающую среду, но общественность ничего о ней не слышала либо документ обсуждали тайком.

Эколог утверждает, что в дорожной карте, подписанной между Минтрансом Беларуси и Мининфраструктуры Украины, есть пункт «о закрытости информации для третьих лиц».

«Общественность никак не информирована о водном пути. Ее мнение никак не учитывается при разработке проекта», — подчеркнула Ольга Каскевич в комментарии для Naviny.by.

Эколог также рассказала о рисках, которые существует в связи с реализацией проекта. В частности, дноуглубительные работы будут проходить на территориях, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.

«Радиоактивный ил может попасть в Киевское водохранилище, которое снабжает водой большое количество жителей Украины. Это колоссальная опасность для населения. Там никак нельзя проводить дноуглубление», — отметила координатор кампании «СТОП Е40!».

«Багна» сделала официальные запросы на имя президента Беларуси, в Совет министров и Гомельский облисполком. «Хотелось бы сделать Полесье визитной карточкой Беларуси и развивать его туристический и природоохранный потенциал, но эти планы могут быть испорчены водным путем Е40», — сказала Ольга Каскевич.