«Призвание женщины — украшать мир»? В чем проявляется сексизм государства

Альтернативный отчет по осуществлению гендерного равенства и соблюдению прав женщин подготовили общественные организации.

Центр по продвижению прав женщин «Ее права» и общественное объединение «Радислава» подготовили альтернативный отчет по осуществлению гендерного равенства и соблюдению прав женщин в Беларуси в рамках Универсального периодического обзора (УПО), который ежегодно представляется в Совет ООН по правам человека.

На какие нарушения прав женщин указывают эксперты?

 

В стране нет закона о предупреждении домашнего насилия

Первый проект закона о предотвращении и искоренении домашнего насилия был разработан еще в 2002 году.

В обзоре говорится: «В Беларуси отсутствует специализированный закон о предотвращении домашнего насилия. Ситуацию усугубляет крайне малое количество иных действенных механизмов защиты. В 2017 году Министерством внутренних дел была разработана концепция законопроекта о противодействии домашнему насилию. В конце сентября 2018 г. после негативной реакции главы государства на разработанную концепцию МВД вся дальнейшая деятельность по доработке законопроекта была прекращена». 

 

Не хватает убежищ для жерт насилия

В Беларуси действуют всего пять шелтеров, все они организованы третьим сектором или церковью. Не все шелтеры принимают женщин без детей.

В обзоре отмечается, что кризисные комнаты, созданные Министерством труда и социальной защиты, не показывают своей эффективности для пострадавших от насилия, т.к. они не в состоянии ответить запросам женщин по: а) обеспечению безопасного проживания и решению жилищного вопроса на длительный период; б) предоставлению психологической помощи и в) юридическому сопровождению.

 

Изменения в пенсионном законодательстве больно ударили по женщинам

Минимальный страховой стаж в Беларуси, являющийся обязательным условием для получения трудовой пенсии, с 2016 года составил 15,5 лет. К тому же было принято решение о его ежегодном увеличении на шесть месяцев, начиная с 2017 года и вплоть до 2025-го, а именно до достижения отметки в 20 лет.

Еще в 2014 году минимальны страховой стаж составлял всего 5 лет, и многие оказались неготовыми к таким резким изменениям, так как строили свои планы, исходя из прежних норм.

Больше других от этих изменений пострадали женщины, так как именно женщины в Беларуси традиционно уходят в отпуск по уходу за ребенком, а этот период по закону в страховом стаже не учитывается. (Есть поблажка для женщин, воспитавших пятерых детей. Им достаточно пяти лет страхового стажа).

Эксперты считают необходимым внести изменения в действующее законодательство и включать в страховой стаж периоды по уходу за ребенком до трех лет либо за человеком с инвалидностью или лицом, достигшим 80-летнего возраста, или снизить требуемый страховой стаж для лиц, которые выполняли эти социально-значимые функции.

 

Списка запрещенных профессий быть не должно

Эксперты отмечают, что гендерная дискриминация в сфере труда широко распространена в Беларуси. Ее составляющие — список запрещенных профессий для женщин, гендерный разрыв в оплате труда, дискриминация при проведении собеседований на работу и т.д.

В Беларуси для женщин до сих пор недоступна 181 профессия, что закреплено в соответствующем списке запрещенных профессий.

«Недопущение к перечисленным в списке видам работ женщин не имеет под собой научно-доказательной базы. В Беларуси есть серьезные проблемы с сохранением мужского, в том числе репродуктивного здоровья, что делает акцент на защите исключительно женского здоровья необоснованным. Такая широкая мера является прямой дискриминацией по признаку пола», — отмечается в обзоре.

 

Гендерные стереотипы и патриархальные взгляды преобладают среди чиновников

Эксперты отмечают, что высокопоставленные государственные чиновники способствуют распространению гендерных стереотипов в белорусском обществе.

Например, в 2018 году президент Беларуси в своем публичном выступлении отметил, что «…призвание женщины — украшать мир… и сохранять в обществе гармонию отношений независимо от социальных ролей, которые они [мужчины и женщины] примеряют на себя».

Эксперты считают, что при взаимодействии с профильными НГО следует принять меры по повышению осведомленности общественности о сексизме и гендерных стереотипах. Также необходимо предпринять усилия по просвещению государственных должностных лиц о недопустимости проявления сексизма и гендерных стереотипов в своих действиях и высказываниях.

 

Зачем нужен альтернативный обзор?

Национальный отчет, в котором государство заявит о выполнении своих обязанностей в области прав человека и предпринятых действиях для улучшения ситуации в этой сфере, должен появиться в феврале 2020 года. Сессия Совета ООН по правам человека, на которой будет рассматриваться белорусский вопрос, состоится в мае того же года.

Помимо национального отчета, будут рассматриваться альтернативный отчет, подготовленный организациями гражданского общества, а также информация от независимых органов ООН и спецпроцедур (например, спецдокладчика).

«Все это предусмотрено для того, чтобы избежать однобокости, предвзятости и охватить максимум контекста и полной информации о стране», — рассказала Naviny.by руководитель правовой службы центра «Ее права» Татьяна Стрижевская.

«В данном случае гражданское общество и государство преследуют общую цель — улучшить качество человеческой жизни, поэтому я не вижу причин, из-за которых наш отчет может быть воспринят в штыки», — отметила эксперт.

Она надеется, что отраженные в альтернативном обзоре проблемы будут приняты во внимание при подготовке национального документа:

«Описанные проблемы в альтернативном отчете взяты из практики. К нам обращаются женщины, сталкивающиеся с одинаковыми или с очень похожими проблемами, которые на данный момент невозможно эффективно решить системным путем. Поэтому коалиционный отчет — это одно из средств донести государству обобщенную и нерафинированную версию таких красных флажков».

В этом году центр «Ее права» планирует впервые принять участие и в консультации по подготовке национального обзора:

«Приглашать гражданское общество для консультации при подготовке национального обзора — это хорошая практика со стороны государства, которая свидетельствует о заинтересованности в сотрудничестве с сектором НГО и наличии диалога».