В Минске ловить «зайцев» теперь будут по-новому

Уже с 8 октября контролеры будут останавливать автобусы между остановками.

В Минске с 8 октября контролеры получили право останавливать общественный транспорт между остановочными пунктами. Теперь у безбилетников не будет возможности, заметив сотрудников контроля, выскочить из салона.

 

Старый метод — неэффективен

Пока останавливать будут только автобусы. Для этого у контролеров будет специальный жезл. Водитель откроет только переднюю дверь. Контролеры войдут, заблокируют валидаторы, и автобус продолжит свой путь.

Никаких проблем у оплативших проезд пассажиров нововведение не вызовет, сказал Naviny.by директор филиала «Агентство Минсктранс» Сергей Ласицкий.

По его словам, традиционный метод оплаты проезда недостаточно эффективен: «Некоторые пассажиры высматривают контролеров. Если замечают, выходят, как только дверь открывается. Вот контролеры и проверяют тех, кто остался с билетами или тех, кто не платит хронически».

Ласицкий отметил, что процент тех, кто пользуется общественным транспортом без оплаты, достаточно высок: «Очень много людей так ездит. Проблема неуплаты проезда актуальна по-прежнему, например, в сентябре было оштрафовано 12 600 человек».

На самом же деле безбилетников больше — каждый день наземный транспорт Минска перевозит около миллиона пассажиров, за месяц получается порядка 30 миллионов.

 

Убежденные «зайцы»

В числе безбилетников немало, так сказать, убежденных «зайцев», которые отказываются и проезд оплатить, и штраф. Многие к тому же настроены по отношению к контролерам агрессивно.

По отношению к этой категории пассажиров у контролеров фактически нет рычагов давления: «Словом не убедишь платить, а физическую силу запрещено применять».

К сожалению, сказал Ласицкий, новых способов воздействия на тех, кто отказывается платить и сам готов лезть в драку, не придумали:

«Практикуется вызов сотрудников правоохранительных органов. Однако, как правило, тот, кто отказывается платить штраф, их не дожидается. Происходит видеофиксация, мы просим установить личность. Однако чаще всего это сделать не удается».

С контролерами постоянно ведется работа — их инструктируют, есть психологическая поддержка. Цель — создать доброжелательную культурную атмосферу при качественной проверке.

 

Для контролеров характерна текучка кадров

Численность контролеров общественного транспорта в Минске вот-вот достигнет 350 работников. Для сравнения, в 2004 году, когда создавалось «Агентство Минсктранс», их было всего около ста.

Текучка кадров, конечно, имеется. Есть временные работники. Например, студенты массово устраиваются только на период каникул. Многие уходят, потому что не в состоянии постоянно конфликтовать с пассажирами.

Как отметил Сергей Ласицкий, плана по штрафам у контролеров не существует. А вот план по количеству проверенных автобусов, троллейбусов или трамваев есть. И размер заработной платы «зависит от количества проверенных подвижных единиц».

А вот размер премии действительно зависит от количества оштрафованных.

Большинство штрафуется на месте и платит 12,75 рубля, это 0,5 базовой величины. Исключение — люди, которых поймали на том, что они повторно едут без билета. Таким могут выписать штраф и в размере базовой величины.

Кроме того, собранные с безбилетников штрафы идут и на содержание подвижного состава. Поэтому, говорит Ласицкий, «для нас чем выше тариф — тем лучше, больше собрали денег — больше смогли себе позволить».