Беларусь может стать ареной для российской игры мускулами перед Западом

Для генералов имеют значение не намерения политиков, а соотношение сил.

Усиление глобального противостояния России и Запада в последние годы снова стало явью. Так что для Беларуси, находящейся на геополитическом разломе, тема международной безопасности становится все более актуальной. Об этом говорит и название экспертной дискуссии, проведенной недавно в Минске — «Восточная Европа как замковый камень международной безопасности, или Зачем прилетал Болтон».

Дискуссия состоялась в рамках презентации очередного обзора белорусской внешней политики «Минский барометр», публикуемого Советом по международным отношениям «Минский диалог».

 

Крах ДРСМД усилил угрозы

Дополнительную значимость для нашей страны тема безопасности приобретает в связи с недавним выходом Вашингтона и Москвы из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). В случае радикального обострения ситуации находящаяся между молотом и наковальней Беларусь неизбежно окажется в большой опасности даже при сохранении своей приверженности договору. Если же на ее территории будут размещены подобные вооружения, опасность возрастет неизмеримо.

Белорусское руководство хорошо понимает угрозу и по мере сил пытается избежать худшего варианта. Об этом свидетельствует заявление Александра Лукашенко на встрече с заместителем государственного секретаря США по политическим вопросам Дэвидом Хейлом 17 сентября: «Мы ни в коем случае не будем инициаторами нехороших дел по разрушению этого договора. Более того, мы никогда не станем такие ракеты размещать на территории Беларуси для того, чтобы усложнять обстановку (если это не угрожает нашей безопасности)».

 

С какой стороны опаснее?

Намерения вполне благородные. Вот только приходится сомневаться в том, что они могут быть реализованы именно так, как задумано, поскольку у Москвы — главного (а фактически единственного) союзника Минска, судя по всему, имеются на этот счет собственные соображения.

В Кремле обеспокоены стремлением Польши укрепить свою безопасность. В конце прошлого года Госдепартамент США одобрил продажу ей 20 ракетно-артиллерийских систем на сумму 655 млн долларов. Еще раньше в Варшаве было объявлено о формировании новой механизированной дивизии с размещением ее на востоке страны. Польша также собирается купить у США 32 истребителя F-35A. Наконец, она договаривается об усилении присутствия американских военных на польской территории.

Военные аналитики в России негодуют: дескать, аэродромы передового базирования в Польше позволят НАТО до минимума сократить подлетное время для ракетно-бомбовых ударов по российским городам.

Выправить положение предлагается, отодвинув рубежи перехвата на несколько сот километров в западном направлении — в Беларусь. Кроме того, еще одним ответом американцам могло бы стать развертывание наземных ракет средней дальности, считают отдельные российские обозреватели.

Ну а в случае, если Минск вдруг заартачится, откровенно рекомендуется сделать его покладистым посредством, как выразился российский военный обозреватель Сергей Ищенко, «перспективы финансовой катастрофы».

Правда, такого рода высказывания звучат пока не от представителей российских Генштаба или Министерства обороны. Однако нечто подобное происходило и накануне оккупации Крыма…

 

Спасет ли Минск миротворчество?

При этом некоторые независимые белорусские эксперты склонны возлагать большую долю ответственности за рост напряженности в регионе на Запад.

В частности, на упомянутой дискуссии был высказан упрек, что Польша, превосходящая в семь раз Беларусь по военному потенциалу, не желает прислушиваться к опасениям Минска. В результате ее действия, как прогнозируется, приведут к размещению в нашей стране российских войск. Для генералов, мол, имеют значение не намерения политиков, а соотношение сил.

Любопытно, кстати, что белорусских генералов еще большее различие с Россией в этом плане почему-то совсем не тревожит.

Нельзя отрицать, что в этих соображениях белорусских аналитиков есть некоторый резон. Однако при этом (причем, скорее всего, сознательно) умалчивается, что отказ Польши от укрепления обороноспособности резко снизит ее способность защищаться от агрессии. Ведь согласно той же логике следует признать, что у Варшавы даже теоретически есть основания опасаться России, так как потенциал последней несравненно выше польского.

Хотя происходящие события нашу страну, безусловно, радовать не могут, в силу как объективных, так и субъективных факторов реально повлиять на них Минск, к сожалению, не в состоянии.

Поэтому своей миротворческой активностью он пытается убедить Кремль, что не надо торопиться с осуществлением силового сценария, стоит дать шанс на реализацию выдвинутых идей вроде «Хельсинки 2.0». Однако нет уверенности в том, что восточный сосед будет долго терпеть такое положение дел.