Михаил Пастухов. ДЕ-ЮРЕ. «Мягкий президент»: плюсы и минусы

Михаил ПАСТУХОВ

Михаил ПАСТУХОВ

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, судья Конституционного суда Республики Беларусь первого состава (апрель 1994 — января 1997 гг.). Эксперт по вопросам судоустройства, судопроизводства, конституционного и европейского права. Один из разработчиков Концепции судебно-правовой реформы, проекта Конституции 1994 г., закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» 1994 г.

Модель Беларуси с должностью «мягкого президента» мне представляется так: сидит пожилой человек в большом кабинете и спрашивает секретаршу: «Какие новости в стране?». Та отвечает: «Все спокойно в нашем государстве, только вот депутаты в очередной раз хотят отправить правительство в отставку». На что президент скажет: «Принеси-ка мне чайку с круассанами. Рабочее время пошло».

 

Как будет избираться президент?

Как отмечалось в предыдущей публикации (Можно ли прожить без президента?), в Латвии и Эстонии президента избирает парламент, в Швейцарии — президента и вице-президента утверждает парламент сроком на один год, а в Германии президента избирает специальное собрание из состава депутатов Бундестага и парламентов земель (субъектов федерации).

Согласно второму варианту предложенных автором поправок в Конституцию, президента избирает парламент — Верховный Совет Республики Беларусь. Кандидат на эту должность должен быть не моложе 45 лет, обладать избирательным правом, знать белорусский язык и проживать в Беларуси не менее 10 лет перед выборами (ст. 91 проекта). Выдвиженцы на эту должность подлежат регистрации в президиуме Верховного Совета.

Если зарегистрированных кандидатов окажется больше двух (а их может быть и 20, и 200), то в Верховном Совете проводится рейтинговое голосование. Это «шоу» может проходить по установленной процедуре и день, и два, и больше. По результатам в бюллетень для голосования включается лишь два самых достойных кандидата. Побеждает тот, кто наберет больше голосов депутатов.

Как видим, все будет зависеть от симпатий депутатов, а точнее — от позиции влиятельных политических партий, имеющих представительство в парламенте. Скорее всего, решающую роль будет играть договоренность между партийными фракциями. Во всяком случае, случайный человек в президенты не пройдет.

Могу заранее сказать, кто будет президентом по данной схеме выборов: мужчина старше 50 лет, рассудительный, уравновешенный, имеющий хороший послужной список, представитель одной из влиятельных партий или беспартийный. Фамилию пока называть не буду, чтобы будущий кандидат смог дожить до дня избрания. Скажу только, что инаугурация (с лат. — посвящение в должность) будет проходить сразу же после избрания и принесения присяги. Но банкета не будет.

 

Какие полномочия дадут президенту?

На мой взгляд, полномочий у «мягкого президента» должно быть столько, чтобы он не заснул на работе. В отличие от действующего главы государства, чьи полномочия перечисляются в 30 пунктах и не имеют окончания, полномочия нового президента в проекте поправок «укладываются» в 12 пунктов. Пройдемся по ним.

Самым почетным полномочием президента станет внесение предложения Верховному Совету о кандидатуре премьер-министра, равно как кандидатур на должность председателя Конституционного суда, председателя Верховного суда, председателя Высшего хозяйственного суда, генерального прокурора, их заместителей, председателя правления Национального банка.

В этом деле «осечек», в принципе, не должно быть, поскольку предварительно кандидатуры будут согласованы с президиумом Верховного Совета и депутатскими фракциями. Но если все-таки предложенная кандидатура не получит необходимой поддержки депутатов, то президент проводит консультации с президиумом Верховного Совета и вносит новую кандидатуру. Если и на это раз депутаты не утвердят кандидатуру, то президент может «рассвирепеть» и принять решение о досрочном роспуске парламента. Но это, скорее всего, гипотетическая возможность.

Периодически президенту будут передавать для чтения и утверждения принятые парламентом законы. У него будет право вето — отказа в подписании закона в силу конкретной причины. Но депутаты, вернувшись к обсуждению отклоненного закона, могут его принять квалифицированным большинством голосов. Тогда президент обязан их «послушать» и подписать закон.

Президент как глава государства будет решать вопросы о приеме в гражданство, а равно о выходе из гражданства, о предоставлении убежища (понятное дело, что на основе заранее подготовленных документов).

Президенту придется достаточно часто разъезжать по заграницам, так как он будет представлять Республику Беларусь в отношениях с другими странами и международными организациями. Поэтому желательно, чтобы будущий президент немножко говорил на каком-то языке. Он же будет принимать послов, иностранные делегации и провожать их восвояси, выступать на международных форумах, в том числе с трибуны ООН.

Ряд полномочий президент будет осуществлять по предложению иных государственных органов, например, награждать наградами, присваивать высшие воинские и почетные звания, осуществлять помилование осужденных.

Как читатели заметили при ознакомлении с поправками в Конституцию 1994 г., президент перестанет быть главнокомандующим (исключением является случай объявления военного положения). При нем не будут создаваться никакие органы, службы, центры, советы. Одна лишь канцелярия, небольшой штат помощников и переводчиков. Охрана для президента будет выделяться спецслужбой.

И самое главное — зарплату президенту будет определять правительство. На мой взгляд, его заработок должен быть такой же, как и председателя Верховного Совета. Конечно, можно добавить на представительские расходы, чтобы было с чем пить чай.

«Мягкого президента» можно будет легко освободить от должности. Для этого достаточно утратить доверие парламента или совершить какой-то неблаговидный поступок. Причем, инициативу с отставкой президента может проявить любой граждан, который расскажет что-то «плохое» из жизни президента. В этой связи не каждый решится баллотироваться на эту должность, поскольку надо будет иметь незапятнанную репутацию.

Дополнительных гарантий и льгот президент не должен иметь. Он такой же, как и все. Пусть гордится тем, что соотечественники оказали ему доверие и попросили побыть «главным» один или максимум два срока. На память ему останется удостоверение, фотографии и уважение граждан.

 

Нужен ли такой президент?

Давайте порассуждаем о плюсах и минусах такой должности для развития страны. Сначала — о «плюсах».

Во-первых, президентом всегда будет приятный человек. Он не будет кричать, приказывать, устраивать разносы. Его вообще не будет видно и слышно. Иногда лишь покажут по телевизору, что президент куда-то поехал или с кем-то встречался.

Во-вторых, президент не будет вмешиваться в дела других органов. Он будет со всеми дружить, особенно с депутатами. Он будет выступать на всяких важных мероприятиях, поздравлять и вручать награды. Причем, всегда на белорусском языке, с учетом белорусской истории, культуры, традиций.

В-третьих, должность президента станет недорогой. Он не позволит себе ничего лишнего. Уходя домой, он будет выключать свет (шутка).

Теперь выделим «минусы». Во-первых, должность президента будет приниженной в системе органов власти. Его могут критиковать за всякую мелочь, а он даже не сможет за себя постоять (разве что подать иск в суд о защите чести и достоинства, где поведение президента будет оценивать вся страна).

Во-вторых, президент будет находиться в зависимости от партии, которая инициировала его выдвижение. Более того, в стране может установиться триумвират правящей партии (президент — парламент — правительство). Однако представить диктатуру одной партии в условиях демократического развития страны трудно.

В-третьих, личность президента малоактивного, пожилого, возможно, некрасивого может не понравиться обывателям, привыкшим к киногероям, и может начаться бурчание на тему: зачем нам такой президент?

Можно и дальше перечислять плюсы и минусы должности «мягкого президента», но и так понятно, что это — не самая идеальная форма правления. Тем не менее, при ней в стране будет хоть какой-то президент, с которым можно поговорить в общественном месте и которому можно позвонить.

Есть еще один вариант высшей власти в стране — «сильный президент». В силу своих полномочий он заставит с собой считаться и депутатов, и правительство. Но он уже не будет таким грозным, как сейчас. Опять отправляю читателей к «первоисточнику» (Формы правления для новой Беларуси).

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».