Под крылом самолета... Как живет деревня у самой взлетной полосы

«Жить в этом постоянном шуме очень тяжело», — говорят местные жители.

После открытия второй взлетно-посадочной полосы потеряли покой жители деревни Пятилетка, расположенной в двух километрах от Национального аэропорта Минск. В год над их головами пролетают сотни самолетов — звенит посуда в шкафах, просыпаются дети.

 

 

 

«Самый сильный звук издают грузовые лайнеры. Это ужас»

Однажды Тамара Дидуэль, одна из 77 жителей Пятилетки, за час насчитала десять самолетов над своим домом. Рассказывают, что раньше даже куры прятались, когда над деревней начали активно начали летать. Теперь привыкли.

С каждым годом самолетов становится больше. В 2018 году аэропорт принял и отправил 26 103 рейса, а еще в 2008 году рейсов было значительно меньше — 9256. Для экономики такой рост авиапотока очень хорошо, а вот для жителей деревни — одна головная боль.

В Пятилетке восемьдесят домов. В каждом из них шум от пролетающих самолетов слышится с разной степенью громкости. Кого-то больше донимают самолеты с первой взлетно-посадочной полосы, других — со второй.

Мария Прокопенко говорит, что ее внуки, когда приезжают на каникулы, неделю привыкают, пока перестают просыпаться ночью: «Ляжешь спать, а часов в одиннадцать ночи шум, свет в окна. Когда самолет летит, в комнате светло становится. И это очень не комфортно».

Справедливости ради, дополняет жительница деревни Зинаида Шабловская, всю ночь без остановки самолеты пока не летают. Например, согласно данным аэропорта, в ночь на 19 сентября между прилетами было окно с 01:20 до 05:35, а между вылетами — с 23:30 до 03:05.

«Сейчас стало спокойней, но самый сильный звук издают грузовые лайнеры. Это ужас», — говорит жительница Пятилетки Виктория Латушкина.

Еще один вопрос, который волнует местных, помимо шума, — это чистота воздуха, которым приходится дышать. Говорят, нальешь воды в бочку с утра, а к вечеру на поверхности цветные пятна.

 

Кормят обещаниями

С 2012 года жители деревни борются за то, чтобы их отселили, так как, считают они, работа аэропорта наносит ущерб их здоровью и безопасности.

«Мы получили не один противоречащий друг другу документ, — говорит Тамара Дидуэль. — Суть ответов в 2013 году на наши обращения была в том, что деревня подлежит сносу или будут предприняты меры для защиты домов. В 2015 году уже речь шла только о том, что деревню надо сохранить и принять компенсационные меры — поставить шумоизоляционные окна, поменять крыши, укрепить стены».

А в 2016 году случился ураган, в результате которого был значительно поврежден лес в районе аэропорта, а деревня Пятилетка, говорит Тамара Дидуэль, «осталась в чистом поле».

В этом поле теперь то тут, то там растут чудом оставшиеся одинокие деревья и лежит бурелом. А ведь лес брал на себя часть шума. Уже тогда для жителей Пятилетки стало очевидно, что вторая полоса для них означает еще больше самолетов и еще больше шума.

«Посмотрите, у нас стоят стеклопакеты, у нас нормальные крыши. Не представляю, какой шум бы стоял при обычных деревянных рамах. В любом случае, нам не предлагали никакой защиты от шума в домах», — говорит Виктория Латушкина.

В 2017 году из администрации Октябрьского района Минска, к которому территориально относится аэропорт, пришел ответ, в котором сообщалось, что меры по звукоизоляции домов планируется финансировать в рамках проекта по строительству второй взлетно-посадочной полосы.

В 2018 году Минприроды выявил ряд нарушений требований природоохранного законодательства в части обеспечения безопасных условий для жизни и здоровья населения, проживающего в районе строительства второй ВПП, о чем жителям сообщил Минский областной центр гигиены. Национальному аэропорту предложили принять меры.

Однако в марте 2019 года жители деревни Пятилетка получили ответ от администрации Октябрьского района, в котором среди прочего говорится: «По информации РУП Национальный аэропорт Минск, в настоящее время населенный пункт не будет сноситься, так как реальный уровень шума можно определить только после завершения строительства второй ИВПП».

У Шабловской и Дидуэль — папки писем от чиновников. Однако выделяется ответ Министерства транспорта и коммуникаций и Минского областного комитета от 18.03.2019 (по поручению Администрации президента от 26.02.2019), в котором сказано, что отселение деревни не предусматривается, а «компенсирующие меры, по информации РУП Национальный аэропорт Минск, будут приниматься при разработке проектной документации по реконструкции первой действующей взлетно-посадочной полосы аэродрома Минск-2».

Вторую ВПП построили, первую собираются реконструировать, а у жителей Пятилетки есть ощущение, что их опять хотят обвести вокруг пальца.

 

Возле Пятилетка было две авиакатастрофы

В упомянутом письме отмечается, что существующее схемы вылета и захода на посадку предполагают обход самолетами населенных пунктов Драчково, Сокол и Пятилетка: «Анализ средств объективного контроля не выявил случаев нарушения воздушными судами схем вылета и захода на посадку».

Но самолеты же летают над самыми крышами!

Было в письме еще несколько интересных моментов. Например, отмечалось, что фактов авиакатастроф в районе Пятилетки не было. Но это смотря что считать «районом».

26 октября 2009 на подлете к минскому аэропорту потерпел крушение реактивный самолет бизнес-класса Hawker авиакомпания «С-Эйр», летевший из Москвы. Погибли пять человек, обломки самолета обнаружили как раз возле Пятилетки.

Зинаида Шабловская удивляется, как такое можно писать в официальном ответе государственного органа: «Местные хорошо помнят и ту катастрофу, и еще одну, случившуюся в середине 80-х. Я сама видела пламя от самолета».

Речь идет об авиакатастрофе 1 февраля 1985 года, когда упал самолет Ту-134, летевший из Минска в Ленинград. Через несколько секунд после вылета у него отказал один двигатель, а затем и второй. Пилоты предприняли попытку аварийной посадки. Погибли 58 из 80 человек на борту.

 

Официально: уровень шума выше нормы

Когда 3 мая 2019 года глава государства открывал в аэропорту вторую полосу, жители Пятилетки уже около семи лет вели переписку с чиновниками. Они пытались доказать, что жить в таких условиях, в каких приходится им, ненормально.

В июне этого года жители Пятилетка получили ответ от администрации Смолевичского райисполкома по результатам своей встречи с заместителем главы Администрации президента Валерием Мицкевичем.

В бумаге говорится, что превышение допустимых уровней шума в деревне действительно есть, уровень шума не соответствует ГОСТу. Отмечается, что в деревне Пятилетка имеется превышение допустимых уровней по максимальному уровню звука на 10 акустических децибел (дБА), а превышение допустимого уровня шума — на 5 дБА.

Жители Пятилетка пытались записаться на приме к руководителю Администрации президента Наталье Кочановой, однако им отказали. Тамара Дидуэль рассказала, что сотрудница, осуществляющая запись, поинтересовалась сутью вопроса и пообещала перезвонить: «Когда она со мной связалась, сказала, что поскольку мы были на приеме у Мицкевича, то Кочанова в курсе проблемы, и на прием к ней не запишут».

«Теперь у нас два вопроса. Первый: нас отселяют или нет. Второй: если еще в 2017 году нам обещали компенсационные меры, то где они в 2019-м? По сути, нам теперь, когда планирует ремонт первой полосы на аэродроме, обещают то же самое, что обещали, когда начинали строить вторую взлетно-посадочную полосу».

На вопрос Naviny.by о том, какие все же компенсационные меры планируется предпринять против шума, в РУП «Национальный аэропорт Минск» ответили, что… «все вопросы, связанные с превышением уровней шумов в деревне Пятилетка, находятся в компетенции местных органов власти — Минского областного исполнительного комитета».

Зинаида Шабловская говорит, что они с мужем отстроили свой дом почти заново десять лет назад после пожара:

«У нас вода в доме, туалет, всё, как в городе. Только газа нет, хотя газопровод рядом. Вот мы и топим печь. Живем рядом с Минском, а автобусом добираться полтора часа. На машине ездим. Амбулатория в Драчково. Поликлиника в Смолевичах. Мы не знаем, стоит ли вкладывать в наши дома деньги. Вот плитку купили. Мы даже не знаем, делать грядки или не делать».

А у Тамары Дидуэль на днях слегла мама. Женщина понимает, что уход за лежачим человеком требует хотя бы воды в доме, но страшно, она говорит, при скромных доходах тратиться на то, что может совсем недолго прослужить.

«Мы ведь кооператив создали по проведению газа, но опасаемся, а вдруг будет принято решение нас отселять. Была бы определенность, я бы воду провела, газ, бойлер бы купила и жила бы, как человек. Хотя жить в этом шуме очень тяжело, что и говорить», — сказала Тамара Дидуэль.

 

 

Фото и видео Сергея Сацюка