Неравный брак. Смогут ли Беларусь и Россия подружить налоги?

Уже давно Беларусь и Россия должны были жить по единому Налоговому кодексу, но к нему так пока и не пришли. По всей видимости, это очень сложная задача.

Программа интеграции Беларуси и России предполагает создание единого Налогового кодекса. Однако гармонизация двух разных систем выглядит нелегкой задачей.

Источник: government.by

Единый налоговый кодекс Союзного государства планируется принять к 1 апреля 2021 года. Эта самая важная часть программы экономической интеграции Беларуси и России, написало российское издание «Коммерсантъ», которое ознакомилось с документом и получило подтверждение его подлинности от источника в аппарате российского правительства.

Как будут объединять две налоговые системы, пока неизвестно. Конкретика должна быть прописана в дорожных картах, которые будут прилагаться к программе интеграции, парафированной премьерами Сергеем Румасом и Дмитрием Медведевым в начале сентября.

 

Как объединить разное?

В августе министр экономического развития России Максим Орешкин, который возглавляет рабочую группу по интеграции с российской стороны, назвал гармонизацию законодательства очень непростой работой.

«Например, вопрос единого Налогового кодекса — вопрос-глыба, который нужно будет сдвинуть», — пояснял Орешкин.

Налоговые системы двух стран имеют существенные различия.

По оценке Международного валютного фонда, налоговая нагрузка в Беларуси с учетом социальных отчислений составляет 41,7% к ВВП, в России — 33,3%.

В рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса 2019» по налогообложению Беларусь занимает 99-е место, Россия — 53-е. В частности, налоговая нагрузка на прибыль в Беларуси составляет 53,3%, в России — 46,3%. В Беларуси тратят 184 часа в год на подготовку, подачу отчетности и уплату налогов, в России — 168 часов.

«Учитывая, что Беларусь и Россия — это страны с разными экономиками и по размерам, и по отраслевому составу, и по роли государства, и по наличию предпринимательского класса, а также масштабам финансовых и прочих ресурсов, сделать равноправную конфедерацию и установить единую налоговую систему будет очень трудно», — сказал в комментарии для Naviny.by член правления Белорусского союза налогоплательщиков Леонид Фридкин. — По степени огосударствления российская экономика приблизилась к белорусской, поэтому с этой точки зрения не так сложно интегрироваться, но существует большое количество мелких технических проблем, которые в комплексе создают большие различия. Это количество налогов, техника их взимания, ставки налогов и прочее».

К примеру, ставки налога на прибыль, на добавленную стоимость, подоходного налога у двух стран одинаковые, но ставки акцизов различаются гораздо больше.

В России и Беларуси по-разному формируется бюджет. В России действует трехуровневая система: федеральный, региональный и местный уровни. В Беларуси только два уровня: республиканский и местный уровень.

В Беларуси отчисления в ФСЗН не регулируются Налоговым кодексом, в России единый социальный налог входит в налоговую систему. Кроме того, в Беларуси существует довольно много специальных льготных налоговых режимов. В России они тоже есть, но их меньше, и они несколько иные.

«Ни наша, ни их налоговая система образцами не являются, поэтому кое-что, вполне возможно, будет заимствоваться и у нас. Но захотят ли российские специалисты, участвующие в создании единого Налогового кодекса, слушать белорусов, будет ли это выгодно российскому бизнесу? — задался вопросом Леонид Фридкин. — В процессе работы может произойти доминирование по принципу размера. К сожалению, любое слияние, на самом деле, является поглощением, и когда говорят об унификации таких разных по масштабу структур во всех проявлениях, то трудно представить, что наши интересы будут учтены».

 

Белорусы могут потерять конкурентоспособность

С появлением единого Налогового кодекса Беларусь может потерять ряд своих преимуществ, которые связаны с налогообложением, отметил член правления Белорусского союза налогоплательщиков.

В частности, унификация акцизов может очень болезненно отразиться на табачной и алкогольной отраслях. В Беларуси ставки ниже, что дает ряд преимуществ. Из-за увеличения акцизов вырастет налоговая нагрузка предприятий и сократится их прибыль. Соответственно, это скажется на рынке, где вырастут цены и может сократиться объем потребления.

Непонятно также, что будет с такими специальными налоговыми режимами как индустриальный парк «Великий камень», Парк высоких технологий и т.п. Льготы могут быть упразднены или существенно сокращены, если стороны не договорятся.

«Все будет зависеть от того, насколько качественно белорусские власти будут отстаивать свои интересы. Возможно, договорятся, что в России территории опережающего социально-экономического развития и специальные административные районы останутся при своих льготах, а у нас эти льготные режимы, которые мы перечислили, останутся своим чередом. Но тогда при таком количестве льготных дырок налоговая система на одной территории будет совершенно разной. Через эти льготные дырки будет осуществляться такой уход от уплаты налогов, который бюджет ни одной страны не перенесет», — сказал Леонид Фридкин.

По его мнению, если унифицировать налоговые системы России и Беларуси, то российская экономика оказывается конкурентоспособнее.

 

Пока нет конкретики

Директор аудиторской компании «Бейкер Тилли Бел», председатель Палаты налоговых консультантов Беларуси Павел Царев осторожен в оценках, поскольку не опубликованы детали интеграционной программы.

«У нас уже есть программа, которая была утверждена в 1999 году. Она примерно также и называется — Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Эта программа предусматривала, что уже в 2001-2002 году мы должны были жить с единым Налоговым кодексом, но к нему так и не пришли. По всей видимости, процесс его разработки и согласования не такой простой, поэтому обсуждать реальность или нереальность сроков его разработки и принятия имело бы смысл после того, как будут опубликованы документы, и мы с вами увидели, о чем там идет речь», — сказал Павел Царев в комментарии для Naviny.by.

Ему пока непонятен смысл разработки единого Налогового кодекса, потому что бюджет Союзного государства формируется за счет взносов Беларуси и России, а бюджеты каждого государства в отдельности формируются, в том числе, из налоговых поступлений, которое каждое государство устанавливает само. При этом страны руководствуются своими социальной и экономической политикой, а также планами развития. Пока неизвестно, будет ли с появлением единого Налогового кодекса переход на общий бюджет.

«Естественно, все подобные публикации вызывают повышенное внимание и беспокойство, потому что затрагивают всех нас — и бизнес, и население. Но мы должны видеть, о чем идет речь. Я бы не спешил с тревожными выводами», — сказал эксперт.

В пресс-службе белорусского правительства не подтвердили и не опровергли информацию, изложенную в «Коммерсанте». Сказать, когда будет опубликована интеграционная программа и дорожные карты, там не смогли. Подписать пакет документов президенты Беларуси и России собирались в декабре этого года.