Искусство в бункере. Как в Германии заводы и склады превращают в музеи и галереи

Сегодня Германия выступает одним из ярких примеров того, как современное искусство преображает устаревающую архитектуру, превращая старые, заброшенные здания в музеи, галереи, кинотеатры и ивент-площадки. В этом могла убедиться белорусская делегация журналистов и галеристов, побывавших на Berlin Art Week.

Неделя искусства проходила с 11 по 15 сентября и охватила большое количество самых разных площадок. Красной нитью для гостей недели проходила тема немецкого опыта в преобразовании промышленного пространства и его наполнения культурным содержанием.

 

Бункер как убежище культуры

Наиболее ярким впечатлением стало посещение бункера в Берлине, где расположена частная коллекция Кристиана Бороса, владельца рекламного агентства.

Бункер во время войны был убежищем от бомбежек для ближайшего железнодорожного вокзала. А после войны стал складом для фруктов. С июня 2008 года здание перешло к Боросу и превратилось в пять этажей современного искусства и инсталляций.

На площади в три тысячи квадратных метров сегодня выставлено 120 произведений современного художников со всего мира. Каждую неделю здесь проводится более 60 экскурсий. Посетители могут увидеть произведения Дэмиэна Херста, Олафура Элиассона, Томаса Райле, Китти Краус и многих других.

 

Проект Statista и менеджер по голубям

Дом статистики (HdS, Haus der Statistik) в самом сердце Берлина на Александрплатц. Когда-то здесь размещалось центральное статистическое управление правительства ГДР, после объединения — комиссариат по делам Штази.

Фото Victoria-Tomaschko / kw-berlin.de

Сегодня это огромное здание с выбитыми стеклами и строительным мусором во дворе. Спустя десятилетие забвения здесь прошла выставка, посвященная истории самого здания, различные перфомансы, мастер-классы, воркшопы и международная конференция по преобразованию пространства.

На четырех этажах этого здания живет самая большая в Берлине колония голубей. Как рассказала Олеся Виктюк, координатор проекта Statista, в рамках которого преображается Дом статистики, в правительстве Берлина даже есть должность менеджера по голубям.

Город озабочен растущей популяцией голубей, принимаются меры по ее контролю. В частности, возле HdS уже построены временные голубятни.

 

Сносить? Нет, менять!

Из Берлина со скоростью около 200 км/ч поезд довозит нас до Лейпцига. Здесь нам показали два ярких примера трансформации промышленного пространства: бывшая ТЭЦ превратилась в центр современного визуального искусства, а бывшая ткацкая фабрика — в культурный и деловой центр.

Как рассказал директор проекта «Кунсткрафверк Лейпциг» Маттиас Виснер, создание в западной части Лейпцига в стенах бывшей ТЭЦ центра визуального искусства — это частная инициатива.

Билеты даже по немецким меркам недешевые — 11 евро, но чтобы затраты окупились, надо, чтобы каждый посетитель платил по 25 евро. Поэтому создатели проекта вкладывают или собственные средства, или находят гранты под определенные проекты, связанные, в основном, с образованием школьников и студентов. Так, например, был реализован проект с галерей Уффици из Флоренции, познакомивший немцев со многими шедеврами изобразительного искусства.

Выживает центр также за счет сдачи в аренду помещений для проведения различных конференций, вечеринок и событий. В перспективе рассматривается возможность организации выставок за пределами Германии. Маттиас Виснер не исключил приезда экспозиции в Беларусь.

Бывшая прядильная фабрика в Лейпциге занимает 95 тысяч квадратных метров. С начала 1990-х пустующие помещения когда-то крупнейшей на континенте фабрики стали местом проведения альтернативных проектов, летних академий и художественных ателье.

Сегодня здесь более десятка галерей, кинотеатр, выставочные помещения, магазины, кафе, офисы компаний. «Фабрика живет новой жизнью и, похоже, этой жизнью довольна», — пошутила наш экскурсовод.

 

Энди Уорхол в старом аэропорту

Берлинская неделя искусства — центральное событие культурной жизни столицы Германии. И, пожалуй, это показала выставка-продажа Art Berlin. Она прошла в здании бывшего аэропорта Темпельхоф.

Более сотни галерей из Германии и зарубежья старались монетизировать современное искусство. Здесь были как неизвестные пока имена, так и имена с мировой славой — например, Энди Уорхол и Йозеф Бойс.

В рамках недели также открылась выставка, посвященная столетию знаменитого немецкого течения и школы искусства «Баухаус». Она проходит в Берлинской Галерее — это музей современного искусства, фотографии и архитектуры.

Эта галерея — тоже яркий пример преобразования пространства. Ведь она размещена в здании бывшего склада стекла. Здесь большое внимание оказывают посетителям с проблемами со зрением. О представленных картинах рассказывает аудиогид, а еще картины можно почувствовать на ощупь — у многих экспонатов есть их специальные рельефные двойники.

 

Сколько стоит культура

Искусство не требует жертв, но нуждается в поддержке. Германия тратит значительные средства для этого. В основном это бюджетные деньги. Но существует также Фонд культуры, который поддерживает международные проекты.

Как рассказал кандидат наук, референт правления фонда Лутц Нитше, на 80-90% культура Германии финансируется именно из земельных бюджетов.

Главная цель Фонда культуры — это международное сотрудничество, поддержка проектов, имеющих общегосударственное значение. Так, например, фонд выделил 17,5 млн евро на проекты к столетию «Баухауса».

Весь годовой бюджет фонда составляет 35 млн евро. Минимальная сумма поддержки проектов составляет 50 тысяч евро.

В Германии нет министерства культуры, но есть стат-министр, который распоряжается средствами бюджета в размере 1,4 млрд евро. Для сравнения: общий бюджет федерального правительства составляет 300 млрд евро.

Решение о том, сколько средства и на какие проекты будет выделено, принимает совет фонда, в который входят представители правительства, федеральных земель, деятелей культуры.

Лутц Нитше не исключил возможность участия и Беларуси в проектах, финансируемых фондом.

 

Выражаем благодарность Министерству иностранных дел Германии, посольству Германии в Беларуси и Институту Гёте за организацию поездки корреспондента Naviny.by.