В помощь бизнесу. Пять рекомендаций при заключении договора поставки

Неграмотно составленный договор поставки часто приводит к серьезным финансовым потерям.

Адвокат адвокатского бюро «ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ» Наталья Лаптенок рассказала Naviny.by, какие ошибки чаще всего делаются в таких договорах и как их избежать.

 

Не определен четко срок оплаты

Ситуация 1. Срок оплаты по договору поставки составляет 10 дней. Однако в нем не указано, с какого момента (события) начинается этот срок: с момента поставки, с даты заключения договора либо другого момента.

Ситуация 2. В договоре определен срок оплаты: 10 дней с момента поставки. А в протоколе согласования цен на поставку партии товара указан другой срок оплаты: 60 дней с момента поставки. При этом договор не устанавливает, что срок оплаты конкретной партии товара может быть изменен протоколом согласования цен, который подписали стороны.

Последствия. В обоих случаях есть основания считать, что стороны не достигли соглашения о сроке оплаты.

Если в договоре поставки не установлен срок оплаты и порядок его определения, а расчеты производятся платежными поручениями, покупатель обязан оплатить товар не позднее банковского дня, следующего за днем получения товара.

Общие рекомендации. Четко определять в договоре срок оплаты. Нельзя допускать, чтобы в документах по одной поставке были указаны разные сроки оплаты.

Правильный вариант. Срок оплаты поставленного товара составляет 10 дней с момента поставки товара.

 

Срок оплаты увязан с действиями поставщика

Ситуация 1. Поставленный товар оплачивается в течение 10 дней с даты поставки товара на основании платежного требования, выставленного поставщиком. Между тем в 99% случаев поставщик платежное требование не выставляет, а ждет оплату от покупателя.

Ситуация 2. В договоре предусмотрена оплата в течение, например, 10 дней с момента выставления поставщиком счета или уведомления поставщиком о готовности товара к отгрузке.

В обоих случаях у поставщика должны быть доказательства того, что он совершил определенное действие: выставил счет или уведомил о готовности товара к отгрузке. При этом ему недостаточно просто направить покупателю счет (уведомление) по факсу или почтой простым письмом. На руках у поставщика должно быть доказательство того, что документ получен покупателем. Таким доказательством является, например, отметка о вручении, опись вложения в ценное письмо и уведомление о его получении.

Последствия. Если поставщик не совершит действие, которое определено договором, то срок оплаты не наступит и с покупателя нельзя будет взыскать штрафные санкции за просрочку оплаты поставленного товара.

Общие рекомендации. Не следует ставить срок оплаты в зависимость от действий поставщика.

Если начало срока оплаты все же зависит от действий поставщика, то ему нужно в максимально короткие сроки совершить такие действия и заручиться доказательствами, что они выполнены.

 

Некорректны условия по взысканию неустойки

Ситуация 1. Согласно договору, если покупатель нарушит сроки оплаты товара, он уплачивает неустойку в размере 0,1% от просроченной суммы. При этом не указано, что неустойка взимается за каждый день просрочки платежа.

Последствия. Если покупатель не оплачивал в течение года поставленный товар в размере 10 тысяч рублей, то неустойка за один год просрочки платежа составит 10 рублей.

Если же в договоре будет предусмотрено, что неустойка уплачивается за каждый день просрочки, то ее размер в этом случае составит 3650 рублей.

Ситуация 2. В договоре предусмотрено, что в случае нарушения сроков оплаты товара покупатель уплачивает неустойку в размере 0,1% за каждый день просрочки платежа. При этом не указано, от какой суммы рассчитывается этот 0,1%.

Последствия. Во второй ситуации будет считаться, что стороны не согласовали условия по взысканию неустойки.

Общие рекомендации. Четко формулировать в договоре условия по взысканию неустойки.

Правильный вариант. В случае нарушения сроков оплаты товара покупатель уплачивает неустойку в размере 0,1% от просроченной суммы за каждый день просрочки платежа.

 

Нет сокращенного срока рассмотрения претензии

При возникновении споров между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями им обязательно надо предъявлять претензию (письменное предложение о добровольном урегулировании спора), если иное не установлено законом или договором.

Общий срок рассмотрения претензии — один месяц со дня ее получения. Другой срок может быть установлен договором или законом.

Последствия. Должник получил претензию. Уже на следующий день в устной форме он сообщил кредитору, что не будет выполнять требования претензии. Вместе с тем до обращения в суд кредитору нужно все равно выждать срок, который установлен для рассмотрения претензии, то есть месяц со дня ее получения.

Общие рекомендации. Установить в договоре сокращенный срок рассмотрения претензии.

Правильный вариант. До обращения в суд предъявлять претензию необязательно. В случае если она все же направлена, срок рассмотрения претензии и направления ответа на нее составляет 5 дней со дня получения.

 

Не предусмотрена подсудность

В таком случае применяются общие правила подсудности. А именно иск или заявление о возбуждении приказного производства предъявляются в экономический суд по месту нахождения либо жительства ответчика (должника).

Последствия. Если ваша организация находится в Минске, а должник — в Бресте, то спор будет рассматриваться в Бресте. Вам придется потратить много времени и денег на поездки в суд.

Общие рекомендации. Предусмотреть в договоре подсудность по месту нахождения вашей организации.

Правильный вариант (для поставщика). Споры по договору рассматриваются в экономическом суде по месту нахождения поставщика.

 

О других советах при заключении договора поставки — в нашем следующем материале.