«Белорусы тоже хотят летать дешево». Ждать ли Беларуси своего лоукостера

В Беларусь прилетят иностранные лоукостеры, но свой низкобюджетный перевозчик вряд ли скоро появится.

Россияне убеждают белорусов создать собственный лоукостер. Но, похоже, у страны таких планов пока нет.

 

Белорусов уговаривают на лоукостер

Федеральная антимонопольная служба России ведет переговоры с казахскими и белорусскими партнерами о создании лоукостеров в этих странах, чтобы повысить конкуренцию в низкобюджетном сегменте авиаперелетов, рассказал в интервью МИА «Россия сегодня»
 глава ведомства Игорь Артемьев:

«Развивать систему лоукостеров очень важно, мы просили наших казахстанских, белорусских друзей подумать над созданием своих перевозчиков такого класса, которые стали бы конкурентами нашим лоукостерам. Мы это хотим развивать, но все долго решается, они еще не почувствовали, что это очень прибыльный, хороший бизнес, и в социальном смысле очень важный для людей. Но мы их убеждаем».

В Департаменте по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси ничего не знают об упомянутых переговорах.

«У нас таких переговоров не велось. Может, они велись с кем-то другим, но не с нами», — сообщили Naviny.by в Департаменте.

Раньше на проблему «недостаточного использования географического ресурса страны» обращал внимание Александр Лукашенко. Он возмущался, почему белорусы летают из Вильнюса или Киева, но не из Минска. Глава Беларуси потребовал от правительства положить на стол документ, который «заставит мир увидеть Беларусь по-настоящему привлекательным узлом».

В Минтрансе разработали концепцию развития областных аэропортов, которая подразумевает создание лоукост-базы в одном из них. Венгерская компания Wizz Air рассматривала возможность открытия регулярных рейсов из Гродно. В июле этого года стало известно, что с весны следующего года этот лоукост будет летать по маршруту Минск — Будапешт. О создании собственного бюджетного авиаперевозчика публично не заявлялось.

 

«Белавиа» могла бы, но не хочет

Пока в Беларусь не летают известные лоукостеры, но белорусы активно покупают дешевые авиабилеты на рейсы из соседних аэропортов Литвы, Польши и Украины.

«На современных европейских рынках лоукосты это уже соверешенно обычный продукт в сфере путешествий, — сказал в комментарии Naviny.by экс-глава Национального агентства по туризму, управляющий партнер консалтинговой компании Aeropartner Solutions Group Григорий Померанцев. — По разным причинам лоукостеры в Беларусь не летают, но, очевидно, что этот вопрос актуальный, поскольку такой продукт уже востребован, и им уже пользуются многие жители страны. Белорусы тоже хотят летать недорого. Поскольку есть спрос на низкобюджетные перевозки, то встает вопрос, либо этот спрос будет удовлетворен иностранными перевозчиками, либо будет появлятся собственный. В этой связи мне видится логичным вопрос о создании собственного лоукоста».

По его мнению, в создании белорусского лоукостера мог бы поучаствовать национальный перевозчик «Белавиа». Он может создать низкобюджетное дочернее предприятие по примеру России, Азербайджана и Казахстана. В 2014 году российская компания «Аэрофлот» создала лоукостер «Победа». В 2016 году в составе Азербайджанских авиалиний появилась низкобюджетная авиакомпания Buta Airways. В 2019 году на базе казахского крупного перевозчика Air Astana заработала бюджетная авикомпания FlyArystan.

«В Беларуси "Белавиа" является единственной компанией, причем имеющей значительную долю на рынке. Это хорошо для нее, но мы видим издержки в этом. Более высокие цены способствуют оттоку пассажиропотока в соседние аэропорты в Вильнюс, Каунас, Варшаву, Киев, Москву и даже во Львов. Поэтому национальному перевозчику было бы логично подумать о том, каковы возможности создания отдельной структуры, которая в первую очередь ориентировалась на низкобюджетный сегмент на рынке», — подчернкул эксперт в авиационной сфере, долгое время работавший в компании Air Baltic.

В «Белавиа» не видят целесообразности в создании собственной бюджетной авиакомпании. Их устраивает нынешняя модель, которую еще можно развивать.

«Мы не боимся конкуренции. Мы сегодня достаточно успешно конкурируем с лоукостерами и на нашем рынке, и на соседних рынках. Мы продолжаем расти, и результаты у нас хорошие. Сегодня [за семь месяцев этого года] это более 18% роста. И с этой моделью нам еще есть, куда расти. У нас стоят задачи на ближайшее будущее по открытию новых направлений, наращиванию частот по действующим направлениям. Уходить куда-то в сторону, это распылятся, это дополнительные ресурсы. — рассказал Naviny.by заместитель генерального директора «Белавиа» Игорь Чергинец. — Тем более, в России, Азербайджане и Казахстане идет финансирование [лоукостеров] со стороны государства. Если бюджет готов создавать новую авиакомпанию, то это не к нам вопрос. У нас есть успешная модель, которую мы развиваем».

 

Выгодный лоукостер

Беларусь необходим собственный лоукостер, потому что страна находится в центре Европы, считает Григорий Померанцев. По его мнению, момимо выгоды для пассажиров, привлечения туристов в страну и стимулирования конкуренции на рынке, развитие низкобюджетного авиаперевозчика может быть хорошим бизнесом, как для самой авиакомпании, так и для белорусских аэропортов.

«Каждый вылетающий пассажир, как правило, тратит деньги на парковку автомобиля, покупку товаров в магазинах duty free, в кафе и так далее. Таким образом в среднем набегает достаточно приличная сумма. Многие аэропорты имеют с каждого пассажира по 20-30 долларов. И когда белорусские граждане с целью получения низких цен на полеты вынуждены ехать в соседние государства, то на них зарабатывают соседние, а не белорусские аэропорты. Возможно, с одной стороны, создание лоукост-компании создает издержки для самой "Белавиа", но, с другой стороны, это будет подспорье, дополнительные доходы для аэропорта», — сказал управляющий партнер Aeropartner Solutions Group.

По его мнению, для развития лоукостеров в Беларуси необходима организация операционной и коммерческой модели, работающей на высоких объемах с низкой маржой и предложением дополнительных платных продуктов и услуг. Одновременно, белорусским аэропортам также будет необходимо внедрять новую технологию обслуживания рейсов низкобюджетных авиакомпаний, сообщил эксперт с многолетним опытом работы в авиационной сфере.