Почему власти отказались от огульной господдержки экономики

Государство стало всерьез задумываться о том, как не потерять казенные деньги.

Денег на тотальную господдержку экономики в казне не осталось, поэтому власти, планируя расходы, начинают считать каждый рубль.

 

Господдержка чохом теперь недопустима

На этой неделе Александр Лукашенко посетил Могилевскую область, где ознакомился с судьбой отстающих юго-восточных районов. Председатель Могилевского облисполкома Леонид Заяц, пользуясь случаем, попросил главу государства оказать господдержку региону, однако в ответ услышал, что «ничего чохом даже вам как молодому губернатору никто делать не будет».

«Президент заявил о недопустимости огульного подхода в вопросах оказания государственной поддержки развитию тех или иных направлений», — пересказала позицию главы государства его пресс-служба.

А ведь еще не так давно эта поддержка была огульной. Согласно оценкам Международного валютного фонда, в 2011-м чистый прирост кредитования в рамках государственных программ составлял около 9% (!) ВВП, в 2014-м — порядка 4% ВВП.

После валютного кризиса на рубеже 2014-2015 годов государство по рекомендации кредиторов стало ограничивать объемы директивного кредитования. Так, в 2016-м правительство ограничило выдачу директивных кредитов на уровне 2,8 млрд рублей, в 2017-м лимит был снижен до 1,9 млрд рублей, в 2018-м — до 1,24 млрд рублей.

На 2019 год правительство утвердило лимит директивного кредитования в размере 800 млн рублей (около 0,6% ВВП).

По сведениям БелаПАН, в 2020 году экономические власти собираются установить потолок директивного кредитования в размере 550 млн рублей, а в 2021-м вообще отказаться от практики выдачи директивных кредитов.

Почему старый формат финансирования экономики, который базировался на масштабной господдержке, не прижился?

Расчеты экономистов Нацбанка, обнародованные летом этого года, показывают, что отдача от средств, которые направляются в экономику, в Беларуси невелика. Если в 2004 году на рубль инвестиций отдача составляла 60 копеек, то в 2018 году — около 10 копеек.

Источник: расчеты Нацбанка

Оценки Научно-исследовательского экономического института Минэкономики по этой теме, опубликованные в последнем номере «Экономического бюллетеня», схожи с выводами Нацбанка. Эксперты института Минэкономики оценили эффективность инвестиций (прирост ВВП на рубль инвестиций) в 2017-2020 годах на уровне 10-15 копеек.

 

Как не потерять казенные деньги

По мнению экспертов, основных причин, по которым государство отказалось от огульной господдержки, две.

«Первая причина — ограниченность средств в бюджете. Из-за значительных выплат по госдолгу приходится считать каждый рубль при планировании расходов. Вторая причина сокращения господдержки — неэффективность госрасходов в предыдущие годы», — отметил в комментарии для БелаПАН научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Олег Мазоль.

Низкая отдача на вложенный капитал заставляет власти задуматься о повышении эффективности использования средств, направляемых в экономику.

К слову, по сведениям БелаПАН, у экономических властей есть планы повысить качество подготовки и оценки инвестпроектов за счет создания специального проектного офиса на базе Банка развития.

«Нужно придерживаться проектного принципа оказания господдержки, не огульно, как раньше, выделять средства под целые направления, а оценивать конкретные проекты, результаты их реализации. Тем самым можно добиться того, что государственные деньги, направляемые в экономику, будут возвращаться», — подчеркнул в комментарии для БелаПАН кандидат экономических наук Георгий Гриц.

В принципе, считает эксперт, функции проработки инвестпроектов мог бы выполнять Банк развития, мандат которого может быть расширен.

«Должна быть независимая экспертная оценка тех проектов, которым государство намерено оказывать поддержку. Причем желательно, когда речь идет о больших суммах, чтобы экспертиза была не только внутренняя, но и внешняя», — полагает Георгий Гриц.

Чтобы государственные средства осваивались эффективно, проекты, которым возьмется помогать государство, должны определяться на конкурсной основе, считают эксперты.

«Главное, чтобы проекты эти выбирались на основании не чьих-либо поручений, а по прозрачным экономическим критериям. Не должно быть так, что господдержку получат предприятия, которые ранее не смогли ею эффективно воспользоваться», — резюмировал Олег Мазоль.