Лев Марголин. ПРАВЫЙ ВЗГЛЯД. Что именно власть боится менять в законе о выборах

Лев МАРГОЛИН

Лев МАРГОЛИН

Родился в 1952 году в Бобруйске, детство прошло на Витебщине, в деревне, отец был председателем колхоза. Теперь уже почти 50 лет живет в Борисове. Специальности две: немецкий и английский языки и экономика промышленности. В экономике более 30 лет — прошел путь от рядового экономиста до финансового директора совместного предприятия «Борифорг» (1988-1993), затем — директор частной фирмы (1993-2002). В настоящее время — индивидуальный предприниматель, занимается ведением бухгалтерского учета и консультированием малого бизнеса. Публикуется в республиканской и местной печати на экономические и политические темы. Член Белорусской ассоциации журналистов. С 2001 года — член Объединенной гражданской партии, в 2008-2018 годах — заместитель председателя. Сейчас — член Политсовета ОГП. Женат, двое детей и трое внуков.

Мне не первый раз приходится писать о выборах, точнее о процедуре назначения депутатов, но, судя по фейсбучным баталиям, тема по-прежнему остается актуальной.

Краткое изложение предыдущих серий. Существуют два лагеря. Одни считают, что в избирательной кампании (будем называть ее так, потому что более точные определения получаются очень громоздкими) участвовать нужно, другие — категорически против.

Среди тех, кто «за» — представители большинства политических партий. Для нас участие в кампании помогает решить ряд вполне практических задач. Среди них:

1. Возможность легальной работы с населением. Те, кто скажет мне сейчас, что такую работу нужно проводить постоянно, явно не сталкивались с репрессиями: штрафами, посадками, увольнениями с работы. Никогда не забуду выборы 2015 года, когда целый месяц в 50 метрах от Борисовского райисполкома стоял пикет ОГП с нашими флагами, с раздачей печатных материалов сначала «из-под полы», потом открыто. Пожилая женщина, явно за семьдесят, ставя подпись за Анатолия Лебедько, попросила «что-нибудь почитать» и потом несколько раз подходила за новой порцией литературы, говоря, что все уже раздала. Тогда о нашей программе «Миллион новых рабочих мест» впервые услышали около тысячи борисовчан.

2. Достижение электоральной победы. Десятки партийных активистов, вооружившись местными проблемами, собирают подписи, формируют команды, становятся лидерами общественного мнения. Рано или поздно избиратели придут к дверям комиссий защищать свой выбор, потому что на округах, где много лет работает Николай Козлов или Юрий Губаревич, ни у кого нет вопроса, кто победил на выборах. Проблемы в регионах множатся, местные лидеры появляются стихийно, им тоже нужно по возможности помогать.

3. Пока существует институт выборов, есть, по крайней мере, теоретическая возможность, что в один прекрасный момент они станут реальными, как это случилось в конце 80-х, ведь, как ни крути, в комиссиях сидят такие же люди, как мы, которые ходят в те же магазины, получают такие же жировки.

4. Если раньше фальсификации фиксировались прежде всего для мировой общественности, то теперь, опять же благодаря соцсетям, они фиксируются для белорусского общества и, судя по количеству просмотров соответствующих сюжетов, им же с аппетитом и поедаются.

В нашей стране выборов давно нет. Это аксиома. Но такой же аксиомой является и то, что обвинения в отбеливании власти, предъявляемые тем, кто в избирательных кампаниях участвует, тоже несостоятельны. Нынешняя власть в отбеливании не нуждается. Почему?

1. На каждом избирательном округе, независимо от нашего участия, регистрируется 3-4 кандидата, причем два, как правило, от власти и один-два наивных мечтателя, которые еще уверены, что они смогут победить. Такая же картина и на так называемых президентских выборах.

2. Голоса давно никто не считает, протоколы голосования — это формальность, туда записываются любые необходимые цифры явки, любые необходимые проценты кандидатам.

3. Главная задача власти — создать некое шевеление, чтобы было видно, что на участки кто-то приходит, и избежать каких-то громких эксцессов (последняя задача появилась сравнительно недавно, спасибо социальным сетям). Здесь, кстати, наше участие создает порой нешуточные проблемы для марионеток, руководящих комиссиями.

Таким образом, де-факто речь идет о параллельных, не пересекающихся процессах: власть делает вид, что проводит выборы, а мы решаем задачи, без которых существование политических партий вообще теряет смысл.

Альтернатива — это лежание на диване с ноутбуком на груди и постоянное выражение возмущения в фейсбуке.

Ну, а как же эти две параллельные прямые соединить? Только радикальными изменениями в избирательное законодательство. И все политические силы над этим постоянно работают.

Если проанализировать правоприменительную практику по выборам, то можно заметить, что трудно, со скрипом, но некоторые улучшения все же удается протолкнуть.

27 сентября 2016 года по инициативе ОГП при участии Анны Канопацкой прошел круглый стол на тему: «Как остановить фальсификации и вернуть людям право выбора». В нем приняли участие около 30 человек — представителей от партий и движений, юристы, общественные активисты, журналисты. По итогам круглого стола была создана рабочая группа, которая разработала законопроект с изменениями в Избирательный кодекс.

Не вдаваясь в детали, можно сказать, что главный упор был сделан на трех вещах:

- Формирование избирательных комиссий. Каждый кандидат, каждая политическая сила, выдвинувшая кандидата, должны иметь право на включение своего представителя в состав окружных и участковых комиссий.

- Досрочное голосование. Должно осуществляться на одном участке в каждом округе. Обязательно предъявление документа, подтверждающего невозможность голосования в основной день.

- Подсчет голосов. Должен производиться одним из членов комиссии таким образом, чтобы содержание каждого бюллетеня было видно каждому члену комиссии и каждому наблюдателю.

Были еще предложения, желающие могут ознакомиться с полным текстом предложений, но даже перечисленное позволило бы коренным образом изменить сущность выборов.

Предложения были внесены в Палату Анной Канопацкой, но 20 января 2018 года был получен отрицательный отзыв от НЦЗПИ (Национального центра законодательства и правовых исследований) Республики Беларусь. Если кто не знает, это именно тот орган, который готовит законы в нашей стране, а так называемые депутаты их просто штампуют. Претензии в этом отзыве были надуманными. Еще одна попытка — и еще один отрицательный ответ, датированный 10 мая того же года.

К сожалению, на данном этапе Анна Канопацкая не использовала всех возможностей адвокации проекта закона в Палате представителей, в частности, не выступила с соответствующим заявлением на пленарном заседании.

Та версия проекта, которую Канопацкая внесла в мае нынешнего года, является практически копией предыдущих законопроектов, предложенных демократическими силами. Практически — потому, что в этой версии есть некоторые изменения в худшую сторону. Это касается принципиальных вопросов формирования комиссий и досрочного голосования, а также фото- и видеофиксации подсчета голосов.

Что именно было изменено, вы можете увидеть в сравнительной таблице ниже.

Вместе с тем, даже в таком виде законопроект — это важный шаг вперед, и все те, кто не на словах, а на деле стремится к превращению белорусских выборов в реальный честный состязательный проект, должны сделать все от них зависящее, чтобы законопроект был принят.

 

Сравнительная таблица предложений по изменению Избирательного кодекса, предложенных рабочей группов и депутатом Анной Канопцкой

предложения рабочей группы

предложения Канопацкой

1. В статье 13:

Часть 5 изложить в следующей редакции:

«Наблюдатель вправе:

присутствовать на заседаниях соответствующих комиссий;

присутствовать на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов по выборам членов Совета Республики, а также по отзыву члена Совета Республики;

 присутствовать при пломбировании или опечатывании ящиков для голосования;

находиться в день голосования в помещениях для голосования с момента пломбирования или опечатывания ящиков для голосования до окончания подведения результатов голосования;

присутствовать при досрочном голосовании, голосовании по месту нахождения граждан, проведении повторного подсчета голосов граждан;

наблюдать за выдачей бюллетеней, ходом голосования,

соблюдением установленного настоящим Кодексом порядка голосования;

обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой, счетной комиссии или его заместителю;

знакомиться с избирательными списками, данными о количестве избирателей, внесенных в избирательные списки и проголосовавших в дни проведения голосования, по всем видам голосования, получать информацию о ходе голосования, результатах подсчета голосов и составлении протоколов соответствующих комиссий о результатах выборов, референдума, голосования об отзыве депутата;

фиксировать ход проведения выборов, включая процесс подсчета голосов, любыми техническими средствами, в том числе производить аудиозапись, фото- и видеосъемку;

наблюдать за подсчетом голосов избирателей в условиях, обеспечивающих обозримость процедуры подсчета бюллетеней, в соответствии с требованиями части 3 ст. 55 настоящего Кодекса;

знакомиться с протоколами участковых комиссий о результатах голосования и протоколами соответствующих комиссий о результатах выборов, референдума, голосования об отзыве депутата, подписанными и направленными в вышестоящую комиссию в соответствии с настоящим Кодексом;

изготовить копию протокола участковой комиссии о результатах голосования своими силами и средствами;

направлять обращения в соответствующую или вышестоящую комиссию либо прокурору об устранении нарушения настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутата и члена Совета Республики не позднее чем на третий день после выборов, референдума, голосования об отзыве депутата, члена Совета Республики;

знакомиться с решениями заседаний депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов по выборам членов Совета Республики, а также по отзыву члена Совета Республики».

1. В статье 13:

Часть 5 изложить в следующей редакции:

«Наблюдатель вправе:

присутствовать на заседаниях соответствующих комиссий;

присутствовать на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов по выборам членов Совета Республики, а также по отзыву члена Совета Республики;

присутствовать при пломбировании или опечатывании ящиков для голосования;

находиться в день голосования в помещениях для голосования с момента пломбирования или опечатывания ящиков для голосования до окончания подведения результатов голосования;

присутствовать при досрочном голосовании, голосовании по месту нахождения граждан, проведении повторного подсчета голосов граждан;

наблюдать за выдачей бюллетеней, ходом голосования, соблюдением установленного настоящим Кодексом порядка голосования;

обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой, счетной комиссии или его заместителю;

знакомиться с избирательными списками, данными о количестве избирателей, внесенных в избирательные списки и проголосовавших в дни проведения голосования, по всем видам голосования, получать информацию о ходе голосования, результатах подсчета голосов и составлении протоколов соответствующих комиссий о результатах выборов, референдума, голосования об отзыве депутата;

фиксировать ход проведения выборов, включая процесс подсчета голосов, любыми техническими средствами, в том числе производить аудиозапись, фото- и видеосъемку в порядке, предусмотренном законодательством;

наблюдать за подсчетом голосов избирателей в условиях, обеспечивающих обозримость процедуры подсчета бюллетеней, в соответствии с требованиями части 3 ст. 55 настоящего Кодекса;

знакомиться с протоколами участковых комиссий о результатах голосования и протоколами соответствующих комиссий о результатах выборов, референдума, голосования об отзыве депутата, подписанными и направленными в вышестоящую комиссию в соответствии с настоящим Кодексом;

изготовить копию протокола участковой комиссии о результатах голосования своими силами и средствами;

направлять обращения в соответствующую или вышестоящую комиссию либо прокурору об устранении нарушения настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутата и члена Совета Республики не позднее чем на третий день после выборов, референдума, голосования об отзыве депутата, члена Совета Республики;

знакомиться с решениями заседаний депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов по выборам членов Совета Республики, а также по отзыву члена Совета Республики».

2. В статье 34:

Абзац 7 части 1 изложить в следующей редакции: «участковые комиссии по выборам Президента Республики

Беларусь, участковые избирательные комиссии по выборам депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, участковые комиссии по референдуму, участковые комиссии по проведению голосования об отзыве депутата – районными, городскими исполнительными комитетами, а в городах с районным делением – местными администрациями в составе  не менее 5–ти членов комиссии не позднее чем соответственно за 20 дней до выборов, за 20 дней до референдума, за 20 дней до дня голосования об отзыве депутата. В необходимых случаях состав участковой комиссии может быть увеличен. При одновременном проведении выборов разного уровня, выборов и референдума участковые комиссии являются общими по выборам разного уровня, выборам и референдуму».

2. В статье 34:

Абзац 7 части 1 изложить в следующей редакции:

«участковые комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, участковые избирательные комиссии по выборам депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, участковые комиссии по референдуму, участковые комиссии по проведению голосования об отзыве депутата – районными, городскими исполнительными комитетами, а в городах с районным делением – местными администрациями в составе 5–19 членов комиссии не позднее чем соответственно за 45 дней до выборов, за 20 дней до референдума, за 20 дней до дня голосования об отзыве депутата. В необходимых случаях состав участковой комиссии может быть увеличен или уменьшен. При одновременном проведении выборов разного уровня, выборов и референдума участковые комиссии являются общими по выборам разного уровня, выборам и референдуму».

Часть 2 изложить в следующей редакции:

«Избирательные комиссии формируются в первую очередь из числа представителей политических партий, выдвинувших кандидатов. При проведении выборов Президента Республики Беларусь каждый зарегистрированный кандидат имеет право направить в каждую комиссию своего представителя. Орган, формирующий комиссию, обязан включить представителя кандидата в состав комиссии. В таком случае состав комиссии может быть увеличен. Остальные члены комиссии избираются путем жеребьевки из представителей общественных объединений, трудовых коллективов и граждан. Это положение не применяется при формировании участковых комиссий за пределами Республики Беларусь. В составе избирательной комиссии может быть не более одного представителя от каждой политической партии, общественного объединения, трудового коллектива, группы избирателей».

Часть 2 изложить в следующей редакции:

«Избирательные комиссии формируются в первую очередь из числа представителей политических партий, выдвинувших кандидатов. При проведении выборов Президента Республики Беларусь каждый зарегистрированный кандидат имеет право направить в каждую комиссию своего представителя. Орган, формирующий комиссию, обязан включить представителя кандидата в состав комиссии. Остальные члены комиссии избираются путем жеребьевки из представителей общественных объединений, трудовых коллективов и граждан. Это положение не применяется при формировании участковых комиссий за пределами Республики Беларусь».

Часть 5 изложить в следующей редакции:

«Совместные решения президиума, соответствующего местного Совета депутатов и исполнительного комитета принимаются большинством голосов состава. В совместном заседании этих органов должны участвовать не менее двух третей состава президиума местного Совета депутатов и исполнительного комитета.  На заседании органов, образующих комиссии, вправе присутствовать представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан, которые выдвинули своих представителей в состав комиссии. Представители политических партий,

других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан, которые выдвинули своих представителей в состав комиссии, вправе знакомиться с документами о выдвижении представителей в комиссии».

Часть 5 изложить в следующей редакции:

«Совместные решения президиума, соответствующего местного Совета депутатов и исполнительного комитета принимаются большинством голосов состава. В совместном заседании этих органов должны участвовать не менее двух третей состава президиума местного Совета депутатов и исполнительного комитета. На заседании органов, образующих комиссии, вправе присутствовать представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан, которые выдвинули своих представителей в состав комиссии. Представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан, которые выдвинули своих представителей в состав комиссии, вправе знакомиться с документами о выдвижении представителей в комиссии».

3. Статью 53 изложить в следующей редакции:

 

«Статья 53. Досрочное голосование на выборах, референдуме

Избиратель, участник референдума, не имеющий возможности в день выборов, референдума находиться по месту своего жительства, вправе на основании решения участковой избирательной комиссии не ранее чем за пять дней до выборов, референдума в условиях, исключающих контроль за его волеизъявлением, заполнить в помещении участковой комиссии бюллетень и опустить его в опечатанный отдельный ящик для голосования избирателей, участников референдума, которые будут отсутствовать в день проведения выборов, референдума по месту их жительства. Причины невозможности избирателя, участника референдума прийти в помещение для голосования в день выборов, референдума должны быть подтверждены документально.

Для проведения досрочного голосования на территории избирательного округа решением окружной (территориальной) избирательной комиссии устанавливается один участок для голосования, на котором регистрируются и принимают участие в голосовании все избиратели, которые не имеют возможности в день выборов, референдума находиться по месту своего жительства. В случае нахождения избирательного округа на территории нескольких районов участок для проведения досрочного голосования устанавливается в каждом районе.

Основаниями, подтверждающими невозможность в день выборов, референдума находиться по месту своего жительства, являются:

направление на лечение в стационарном медицинском учреждении;

работа в день проведения выборов, референдума в соответствии с режимом трудовой деятельности;

командировка, либо иная поездка в другую местность, в том числе за пределы Республики Беларусь, возвращение из командировки, другой поездки в день выборов, референдума;

отпуск, в том числе его окончание в день выборов, референдума, либо в последний рабочий день до дня проведения выборов, референдума;

плановая госпитализация;

другие причины, признанные участковой избирательной комиссией уважительными.   

Мотивированное заявление и документы, образующие основания для досрочного голосования, не позже чем за день до выборов представляются лично избирателем, желающим проголосовать досрочно, в соответствующую участковую избирательную комиссию. На основании предоставленных документов комиссия принимает соответствующее решение. Решение об отказе в досрочном голосовании может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию сразу после его вынесения, но не позднее дня, предшествующего дню выборов, и рассматривается вышестоящей комиссией немедленно. Лицо, которому было отказано в досрочном голосовании, вправе принять участие в голосовании в день выборов, референдума.

Досрочное голосование осуществляется с 12 до 20 часов.

При получении бюллетеня избиратель, участник референдума собственноручно расписывается в списке граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, и указывает дату досрочного голосования.

По окончании каждого дня досрочного голосования члены участковой комиссии опечатывают в отдельном конверте неиспользованные бюллетени для голосования и списки избирателей. Затем опечатывается прорезь для опускания бюллетеней в ящике для голосования. Ящик для голосования хранится в отдельном помещении на территории участка для голосования, которое опечатывается членами участковой комиссии с проставлением их подписей на опечатанном листе бумаги.

В период досрочного голосования ежедневно председатель или заместитель председателя участковой комиссии составляет протокол, в котором указываются число бюллетеней, полученных участковой комиссией, число граждан, получивших бюллетени для голосования (в последний день досрочного голосования – общее число граждан, получивших бюллетени для голосования), число испорченных бюллетеней и число неиспользованных бюллетеней. Протокол подписывается председателем или заместителем председателя и членом комиссии. Копия протокола вывешивается для всеобщего ознакомления в помещении участковой комиссии.

Досрочное голосование проводится с соблюдением требований настоящего Кодекса.

Досрочное голосование не проводится на участках для голосования, образованных в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, а также при проведении второго тура голосования».

3. Статью 53 изложить в следующей редакции:

«Статья 53. Досрочное голосование на выборах, референдуме

Избиратель, участник референдума, не имеющий возможности в день выборов, референдума находиться по месту своего жительства, вправе на основании решения участковой избирательной комиссии не ранее чем за пять дней до выборов, референдума в условиях, исключающих контроль за его волеизъявлением, заполнить в помещении участковой комиссии бюллетень и опустить его в опечатанный отдельный ящик для голосования избирателей, участников референдума, которые будут отсутствовать в день проведения выборов, референдума по месту их жительства.

Для проведения досрочного голосования на территории избирательного округа решением окружной (территориальной) избирательной комиссии устанавливается один участок для голосования, на котором регистрируются и принимают участие в голосовании все избиратели, которые не имеют возможности в день выборов, референдума находиться по месту своего жительства. В случае нахождения избирательного округа на территории нескольких районов участок для проведения досрочного голосования устанавливается в каждом районе.

Досрочное голосование осуществляется с 12 до 20 часов.

При получении бюллетеня избиратель, участник референдума собственноручно расписывается в списке граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, и указывает дату досрочного голосования.

По окончании каждого дня досрочного голосования члены участковой комиссии опечатывают в отдельном конверте неиспользованные бюллетени для голосования и списки избирателей. Затем опечатывается прорезь для опускания бюллетеней в ящике для голосования. Ящик для голосования хранится в отдельном помещении на территории участка для голосования, которое опечатывается членами участковой комиссии с проставлением их подписей на опечатанном листе бумаги.

В период досрочного голосования ежедневно председатель или заместитель председателя участковой комиссии составляет протокол, в котором указываются число бюллетеней, полученных участковой комиссией, число граждан, получивших бюллетени для голосования (в последний день досрочного голосования – общее число граждан, получивших бюллетени для голосования), число испорченных бюллетеней и число неиспользованных бюллетеней. Протокол подписывается председателем или заместителем председателя и членом комиссии. Копия протокола вывешивается для всеобщего ознакомления в помещении участковой комиссии.

Досрочное голосование проводится с соблюдением требований настоящего Кодекса.

Досрочное голосование не проводится на участках для голосования, образованных в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, а также при проведении второго тура голосования».

4. Абзац 2 части 2 статьи 54 изложить в следующей редакции:

«устные и письменные просьбы избирателей, участников референдума об организации голосования по месту их нахождения в день выборов, референдума заносятся в специально составляемый список, подписанный председателем или секретарем участковой комиссии, в котором указываются данные об этих лицах, предусмотренные в списке граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, а также причина невозможности прийти проголосовать в помещение для голосования. Избиратели, участники референдума могут обратиться с просьбой об организации голосования по месту их нахождения в день выборов, референдума в любое время после образования участковой комиссии, а в день голосования не позднее чем за два часа до истечения времени голосования».

4. Абзац 2 части 2 статьи 54 изложить в следующей редакции:

«устные и письменные просьбы избирателей, участников референдума об организации голосования по месту их нахождения в день выборов, референдума заносятся в специально составляемый список, подписанный председателем или секретарем участковой комиссии, в котором указываются данные об этих лицах, предусмотренные в списке граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, а также причина невозможности прийти проголосовать в помещение для голосования. Избиратели, участники референдума могут обратиться с просьбой об организации голосования по месту их нахождения в день выборов, референдума в любое время после образования участковой комиссии, а в день голосования не позднее чем за два часа до истечения времени голосования».

5. В статье 55:

Часть 2 изложить в следующей редакции:

«Вскрытие ящиков для голосования и подсчет голосов при проведении выборов, референдума осуществляются поочередно: вначале подсчитываются бюллетени, находившиеся в ящике для голосования, использовавшемся при досрочном голосовании, затем – находившиеся в каждом из переносных ящиков, использовавшихся при голосовании по месту нахождения избирателей, участников референдума, и после этого – в    каждом из ящиков для голосования, находившихся в день выборов, референдума в помещении участка для голосования. Результаты подсчета голосов по каждому из ящиков для голосования оглашаются председателем комиссии и вносятся в отдельный протокол».

5. В статье 55:

Часть 3 изложить в следующей редакции:

«Подсчет голосов избирателей, участников референдума должен  проводиться непосредственно членами участковой комиссии без перерыва до получения результатов голосования. Подсчет голосов последовательно ведет один из членов участковой комиссии, который озвучивает волеизъявление избирателя в каждом из бюллетеней для голосования, демонстрируя бюллетень всем членам комиссии, наблюдателям и иным лицам, указанным в части четвертой статьи 13 настоящего Кодекса, таким образом, чтобы было видно его содержимое, и складывает его в отдельную стопку под табличкой с фамилией кандидата, отмеченного в бюллетене».

Часть 3 изложить в следующей редакции:

«Подсчет голосов избирателей, участников референдума должен проводиться непосредственно членами участковой комиссии без перерыва до получения результатов голосования. Подсчет голосов последовательно ведет один из членов участковой комиссии, который озвучивает волеизъявление избирателя в каждом из бюллетеней для голосования, демонстрируя бюллетень всем членам комиссии, наблюдателям и иным лицам, указанным в части четвертой статьи 13 настоящего Кодекса, таким образом, чтобы было видно его содержимое, и складывает его в отдельную стопку под табличкой с фамилией кандидата, отмеченного в бюллетене».

Абзац 1 части 6 изложить в следующей редакции:

«На основании бюллетеней, находившихся в ящиках для голосования, указанных в части второй настоящей статьи, участковая комиссия вначале раздельно по каждому из ящиков для голосования, а затем, суммируя данные, устанавливает:»

Абзац 1 части 6 изложить в следующей редакции:

«На основании бюллетеней, находившихся в ящиках для голосования, указанных в части второй настоящей статьи, участковая комиссия вначале раздельно по каждому из ящиков для голосования, а затем, суммируя данные, устанавливает:»

Часть 10 изложить в следующей редакции:

«После завершения подсчета голосов по каждому из ящиков для голосования проводится заседание участковой комиссии, на котором устанавливаются и заносятся в протокол результаты подсчета голосов по каждому из ящиков для голосования».

Часть 10 изложить в следующей редакции:

«После завершения подсчета голосов по каждому из ящиков для голосования проводится заседание участковой комиссии, на котором устанавливаются и заносятся в протокол результаты подсчета голосов по каждому из ящиков для голосования».

После части 10 дополнить статью частями 11-12 следующего содержания:

«После завершения подсчета голосов по всем ящикам для голосования проводится заседание участковой комиссии, на котором устанавливаются и заносятся в итоговый протокол результаты подсчета голосов. В итоговом протоколе дублируются и суммируются все данные протоколов голосования по каждому из ящиков для голосования, а также указывается число бюллетеней, полученных участковой комиссией, число испорченных бюллетеней, число неиспользованных бюллетеней. При проведении выборов депутатов местных Советов депутатов итоговый протокол составляется отдельно по каждому избирательному округу. В случае проведения одновременно двух и более референдумов по каждому из них отдельно составляется итоговый протокол.

Не допускается заполнение протоколов карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. Протоколы подписываются председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии. На заседании участковой комиссии рассматриваются, если имеются, особые мнения членов комиссии, а также жалобы и заявления о нарушениях при голосовании или подсчете голосов».

После части 10 дополнить статью частями 11–12 следующего содержания:

«После завершения подсчета голосов по всем ящикам для голосования проводится заседание участковой комиссии, на котором устанавливаются и заносятся в итоговый протокол результаты подсчета голосов. В итоговом протоколе дублируются и суммируются все данные протоколов голосования по каждому из ящиков для голосования, а также указывается число бюллетеней, полученных участковой комиссией, число испорченных бюллетеней, число неиспользованных бюллетеней. При проведении выборов депутатов местных Советов депутатов итоговый протокол составляется отдельно по каждому избирательному округу. В случае проведения одновременно двух и более референдумов по каждому из них отдельно составляется итоговый протокол.

Не допускается заполнение протоколов карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. Протоколы подписываются председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии. На заседании участковой комиссии рассматриваются, если имеются, особые мнения членов комиссии, а также жалобы и заявления о нарушениях при голосовании или подсчете голосов».

Части 11-13 считать соответственно частями 13-15. Часть 13 изложить в следующей редакции:

«После подписания протоколов участковой комиссии их копии, подписанные председателем или заместителем председателя и секретарем комиссии и засвидетельствованные печатью комиссии, по первому требованию изготавливается и выдаются наблюдателям и иным лицам, указанным в части третьей статьи 13 настоящего Кодекса, присутствующим при подсчете голосов, а также вывешиваются для всеобщего ознакомления на территории избирательного участка в месте, установленном комиссией».

Части 11–13 считать соответственно частями 13–15. Часть 13 изложить в следующей редакции:

«После подписания протоколов участковой комиссии их копии, подписанные председателем или заместителем председателя и секретарем комиссии и засвидетельствованные печатью комиссии, вывешиваются для всеобщего ознакомления на территории избирательного участка в месте, установленном комиссией».

В части 14 слова «протокол», «представляется», «К протоколу, направляемому» заменить соответственно словами «протоколы», «представляются», «К протоколам, направляемым».

В части 14 слова «протокол», «представляется», «К протоколу, направляемому» заменить соответственно словами «протоколы», «представляются», «К протоколам, направляемым».

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».