Вступительная кампания-2019. Баллы выросли, а студентов хватило не всем

Вузы Беларуси почти завершили прием на бюджет.

Белорусские вузы набрали студентов на бюджетные отделения, но некоторым учебным учреждениям первокурсников не хватило.

Фото из архива

 

Где увеличились, а где уменьшились проходные баллы

В этом году при подсчете баллов централизованного тестирования впервые использовался новый метод. Как результат, увеличились проходные баллы на некоторые специальности, особенно те, при поступлении на которые в прошлые годы было достаточно набрать минимум.

В Белорусском государственном педагогическом университете увеличились проходные баллы на специальность «Математика и информатика» со 133 до 248 баллов, а на «Физика и информатика» — со 146 до 240 баллов.

В Белорусском национальном техническом университете, чтобы поступить на специальность «Многоцелевые гусеничные и колесные машины (конструирование и производство)», в 2018-м надо было набрать 111 баллов, а в этом году — уже 222 балла. На специальность «Тепловые электрические станции» — 125 и 266 баллов соответственно.

Увеличились проходные баллы и на некоторые специальности в Белорусском государственном аграрном техническом университете. На специальность «Проектирование и производство сельскохозяйственной техники» — со 159 в 2018 году до 219 баллов в 2019 году, на специальность «Автоматизация технологических процессов и производств (сельское хозяйство)» — со 165 до 216 баллов соответственно.

 

Дополнительный набор объявили четыре вуза

Белорусская государственная сельскохозяйственная академия объявила дополнительный набор за счет средств бюджета по специальностям «Агрономия» (осталось 32 места), «Агрохимия и почвоведение» (одно место), «Зоотехния» (46 мест). В прошлом году, например, на «Агрономию» конкурса не было, а поступали с 85 баллами. Проходной балл на «Зоотехнию» составил и вовсе 67 баллов.

Два бюджетных места остались на филфаке Гомельского государственного университета. Еще два — на «Славянской филологии» в БГУ.

В Полесском государственном университете в Пинске есть еще три бюджетных места на специальности «Информационные системы и технологии».

Отметим, что в последнюю пятилетку дополнительный набор объявляется ежегодно, и шанс стать студентом был у всех, кто преодолел нижний порог баллов на ЦТ. В этом году, при новой системе подсчета баллов на ЦТ, нижний порог преодолеть было проще, поэтому и допнабор понадобился только четырем вузам.

«Теперь нижняя планка для поступления в вуз — это барьер, который лежит на земле. Его не надо перепрыгивать или хотя бы перешагивать, его можно переползать», — говорил в комментарии для Naviny.by в начале вступительной кампании эксперт в сфере образования, репетитор по физике и математике Евгений Ливянт.

Оправдался и его прогноз относительно увеличения проходных баллов на специальности с низким проходным баллом в прошлом году и то, что на специальности, для поступления на которые в 2018-м году надо было набрать 320-400 баллов, придется набрать столько же.

Например, на «Стоматологию» — самую востребованную специальность в Белорусском государственном медицинском университете — проходной балл составил 370 против 375 в 2018-м. На «Фармацевтику» остался прежним — 364 балла, а на «Лечебное дело» увеличился на 7 баллов — до 358.

В БГУ итоги поступления подведены на отдельные факультеты. Так, на специальность «Культурология» факультета социокультурных коммуникаций принято 16 человек с проходным баллом 318 (в 2018-м — 293). На специальность «Прикладная информатика (направление — веб-программирование и компьютерный дизайн)» зачислено 15 абитуриентов, проходной балл составил 324 (в 2018-м — 331). На группу специальностей факультета журналистики по объединенному конкурсу зачислено 74 абитуриента, проходной балл — 337 (в 2018-м — 357).

 

Минобразования имело цель повысить средний балл, это и получилось

Увеличение проходных баллов на бюджет в этом году никак не связано с улучшением подготовки выпускников школ, считает Евгений Ливянт.

«Минобразования имело цель повысить средний балл, это и получилось», — сказал эксперт, отметив, что у него все происходящее сейчас вызывает ассоциацию с приписками.

Ливянт полагает, что существующая система поступления и оценки знаний абитуриентов многих побуждает к тому, чтобы уехать из страны:

«Я вижу, что существует массовый отток молодых людей на учебу в Россию и Польшу. Очень многие не хотят участвовать в идиотизме зачисления и уезжают при малейшей возможности. Для многих поступать в вуз в Беларуси — это то же самое, что ходить в лавку с ужасным сервисом, когда рядом хорошие современные магазины. Причем там и внимание к покупателю, и скидки, а в некоторых случаях товар можно получить даже бесплатно».

В результате проводимой политики в сфере образования в Беларуси, говорит Ливянт, нет достоверной системы проверки знаний выпускников средних школ:

«Школьные экзамены не являются объективной проверкой, а ЦТ было последним бастионом. Остается надеяться на международные исследования качества образования, в частности, международную программу по оценке образовательных достижений учащихся PISA».

PISA — это тест, оценивающий грамотность 15-летних школьников в разных странах и умение применять знания на практике. В 2018 году Беларусь впервые приняла участие в исследовании PISA. Это обошлось примерно в 40 тысяч долларов. Финансирование осуществлено из денег, выделенных Всемирным банком на реформирование системы белорусского образования.

«Все, кто в теме, знают, что наши дети показали низкий уровень знаний. Однако у организаторов есть право не публиковать данные. Если так случится, это станет косвенным доказательством того, что результаты белорусских школьников крайне низкие», — сказал Ливянт.

 

«Университеты готовы принять хоть каких-то студентов, чтобы вуз не закрылся»

Эксперт Общественного Болонского комитета доцент Павел Терешкович, который работал в БГУ и ЕГУ, много лет подряд наблюдает, как снижается уровень абитуриентов и меняется их социальный состав:

«Когда еще до введения ЦТ я работал в Белгосуниверситете, мне рассказывали, дети каких важных родителей придут сдавать первую сессию. Как я понимал, они поступали не совсем на общих основаниях. Однако и в систему ЦТ я не верю. Когда ее ввели, казалось, что первокурсники вообще не учились в школе. Поэтому у меня есть ощущение, что с системой не все чисто. Конечно, это не те масштабы, как было в университете, когда места на востребованные специальности распределялись среди определенного круга студентов. Однако порой абитуриенты с хорошими результатами ЦТ оказывались неподготовленными к освоению программы высшего образования, и это наталкивало на мысль, что существует точечная элитная коррупция».

В целом же Павел Терешкович отметил, что при всей ежегодной суете вокруг вступительной кампании и проходных баллов это никак не сказывается на уровне школьной подготовки. А изменение системы подсчета баллов не что иное, как, по его мнению, манипуляция общественным сознанием:

«Складывается ощущение, что главная цель изменений — показать хорошую статистику и якобы улучшение подготовки абитуриентов. К сожалению, увеличившиеся проходные баллы не отражают улучшение качества образования в школе, не влияют на уровень подготовки в вузе».

Павел Терешкович отметил, что во всем мире массовое высшее образование привело к тому, что его уровень снижается. Однако в Беларуси проблема усугубляется тем, что в стране почти нет элитарного университетского образования, падает уровень подготовки и в лучших университетах:

«Если человек поступает в вуз, чаще всего доучивается, потому что университетам не хватает студентов. Частным вузам снижают квоты набора с целью заполнить государственные. Всем для функционирования нужны студенты. На практике получается, что университеты готовы принять хоть каких-то студентов, чтобы вуз не закрылся. Это бизнес».