Леонид Скоробогатый. ВОПРОС. Народ рабов?

Леонид СКОРОБОГАТЫЙ

Леонид СКОРОБОГАТЫЙ

Пресвитер РО «Царква Ўзнясення». Председатель комиссии по правам семьи и детей Форума гражданского общества Восточного партнерства. Журналист, социальный аналитик.

«Израиль — народ рабов», — пишет философ Владимир Мацкевич, проводя параллель между сорокалетним блужданием старозаветного Израиля в пустыне и движением белорусского народа к собственному независимому государству. Они родились рабами, они много лет жили в рабстве, имели рабское сознание. Сорок лет скитаний по пустыне понадобились для того, чтобы выросло новое поколение свободных людей, не знавших рабства.

28 лет назад Беларусь отделилась от Советского Союза, где мороженое стоило 20 копеек. И через 12 лет исполнится 40 лет выходу Беларуси из СССР. Войдем ли мы к этому времени в долгожданную землю обетованную, где течет молоко и мёд? Или мы уже живем в ней?

Чтобы ответить на эти вопросы, давайте откроем одну древнюю книгу и прочитаем, что случилось ПЕРЕД сорокалетним блужданием ветхозаветного народа по пустыне.

Итак, книга «Исход» гласит, что ветхозаветный израильский народ был в рабстве в Египте. Рабовладельцы жестоко угнетали его, а чтобы предотвратить бунт, новорожденных мальчиков убивали, бросая в Нил на корм крокодилам.

И вот в эти времена один человек (назовем его «новый лидер») получил знание, как народ может освободиться от рабства.

Новый лидер приходит и предлагает всем нынешним лидерам собраться и поговорить. Когда все собрались, новый лидер излагает им свой план, как выйти из плена. Когда люди выслушали, они встали и радостно прославили Всевышнего за то, что он послал им план спасения, а также человека, который готов этот план воплотить.

Тут напрашивается параллель с нашей страной. Если вдруг у нас появится новый лидер и предложит план действий — легко ли будет ему найти понимание с другими лидерами? Легко ли будет собрать всех за столом переговоров?

Если вы знакомы с историей национально-освободительного движения в Беларуси нашего времени, то знаете — собрать всех вместе будет совсем не просто. Почему? Может быть, для народа рабство не такое уж страшное, чтобы он жаждал избавления? Или есть другие причины?

Но вернемся к ветхозаветному повествованию. Новый лидер и его помощник идут к фараону и говорят: «Отпусти народ». Что отвечает фараон? Как любой диктатор, он говорит: «Ах, вы захотели на свободу? Это от безделья вам дурь в голову лезет. С сегодняшнего дня рабство будет вдвое тяжелее. Раньше вы работали на одной работе, сейчас работайте на двух. А если будете возмущаться, вас будут бить по голове и по морде».

Прислужники фараона начинают давать рабам «по голове и по морде», принуждают их больше работать, меньше отдыхать и меньше есть. При этом больше всех бьют старых лидеров.

Те обвиняют во всем нового лидера и говорят: «Это всё из-за тебя. Пока ты не пришел, мы нормально жили». Более того, они идут в администрацию и говорят: «Мы будем вашими слугами, только не притесняйте нас». Но фараон отвечает «Нет, вы обленились, поэтому хотите уйти из рабства. Так вот идите, начинайте раздеваться и работать».

Таким образом, новый лидер и его единственный помощник остаются один на один с администрацией и полицией. У них больше нет поддержки со стороны титульной оппозиции. Что делать? Они еще раз попробовали обратиться к народу, но те отказались их слушать. Как написано в книжном свитке, «отказались по малодушию и по тяжести работы».

Тем не менее, новые лидеры не сдаются. У них есть план, и они верят в него. Они опять идут к диктатору и говорят «отпусти народ».


Здесь надо сделать небольшое отступление. Как мы видим, у фараона есть приемное время, когда граждане могут прийти и предъявить ему претензию. В старые времена, видимо, с этим было проще. Например, капитанская дочка Маша Миронова без проблем встретилась с императрицей Екатериной, чтобы передать ей просьбу за своего жениха Петрушу Гринёва. Жена-декабристка Полина Анненкова встречалась с императором Николаем. В армии Наполеона каждый солдат имел право напрямую обратиться к императору. Почему-то в наше время всё не так, всё сложнее.


Итак, лидер опять требует от диктатора отпустить народ. Диктатор взбешкн, кто смеет ему указывать? Но лидер говорит, что если не отпустишь нас, я устрою такие акции протеста, каких ты еще не видел. Не все эти акции будут мирными, так что лучше отпусти нас по-хорошему.

«Не отпущу, — отвечает фараон. — И вы мне ничего не сделаете». Это и есть извечная проблема в переговорах оппозиции и диктаторского режима. «Что вы нам сделаете? Мы выкорчевываем крыжы в мемориале. Выкидываем вас из ваших домов, а землю продаем “инвесторам”. Разворовываем общенародное достояние, повышаем цены и налоги. Вас б'юць і плакаць не даюць, а вы всё терпите и будете терпеть».

И если не найти ответа на этот основополагающий вопрос «Ну и что вы мне сделаете?», то ни про какое освобождение из рабства разговор идти не может.

К слову говоря, новому лидеру уже 80 лет, а его помощнику — 83. Но они знали что делать, у них был план и они его придерживались. Говоря образно, они организовали десяток мощнейших акций протеста и в итоге смогли сделать диктатору предложение, от которого тот не смог отказаться. Весь народ вышел из египетского рабства, и с этого дня началось их сорокалетнее блуждание по пустыне на пути к земле обетованной, к независимому свободному государству.

Мораль этой истории в том, что для освобождения не обязательно иметь поддержку других лидеров, молодой возраст, много денег и талантов. Важно иметь план от Бога. И этот план должен содержать ответ на вопрос фараона «Ну и что вы мне сделаете?». Тогда есть шанс выйти, наконец, из советского рабства.

Придется ли нам ходить сорок лет по пустыне? Это уже другой вопрос, мы поговорим об этом в следующий раз.

 

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».