Зарубежные продовольственные сети не смогут торговать в Беларуси?

Выйти на белорусский рынок зарубежным игрокам будет непросто — конкуренция большая и условия работы сложные.

Доля компаний с иностранным капиталом в розничном товарообороте Беларуси за 2010-2018 годы выросла в четыре раза. Между тем, крупнейшая продовольственная сеть страны считает, что для иностранных игроков существуют серьезные барьеры для входа на белорусский рынок.

 

Хочешь торговать — продавай белорусское

Белорусский ритейл в последнее время стал постоянным источником новостей.

Антимонопольное ведомство уличило компанию «Евроторг», которая является крупнейшей продовольственной сетью, в недобросовестной конкуренции. А сама компания считает претензии антимонопольного ведомства необоснованными и поэтому судится с антимонопольным ведомством.

На этом фоне «Евроторг» в июле через свою дочернюю компанию «Ритейл Бел Финанс» разместил облигации на российском рынке капитала. В проспекте эмиссии облигаций «Евроторг» рассказал инвесторам не только о своих лидирующих позициях в продовольственной рознице Беларуси, но и о конкурентах на белорусском рынке.

«Основными игроками на рынке современного продовольственного ритейла в Беларуси являются 10 крупнейших частных сетей (в числе которых «Евроторг»), которые занимают около 84% розничного рынка современных форматов торговли», — говорится в проспекте эмиссии. При этом «Евроторг» «является крупнейшим игроком на рынке и опережает следующего игрока более чем в 5 раз», сообщает сеть.

Компания не исключает, что «какая-то из иностранных розничных сетей может выйти» на белорусский рынок и начать конкурировать с «Евроторгом».

«Однако есть ряд барьеров, которые осложняют выход иностранных игроков на белорусский рынок», — констатирует и тем самым предупреждает потенциальных конкурентов крупнейшая розничная сеть Беларуси.

К числу таких барьеров «Евроторг» относит законодательное требование о продаже продуктов белорусского производства и недостаточно развитую инфраструктуру.

Крупнейшая продовольственная сеть обращает внимание, что по «действующему нормативному регулированию» в Беларуси ассортимент каждого розничного объекта должен включать определенную долю продуктов, произведенных в Беларуси.

«От 600 до 3350 наименований товаров в одном торговом объекте должно быть местного производства. Это является существенным барьером для входа на рынок международных игроков, особенно сетей дискаунтеров, которые управляют стандартизированной международной матрицей, включающей, как правило, совокупно от 1000 до 2000 наименований товаров», — говорится в проспекте эмиссии облигаций российской «дочки» «Евроторга».

По мнению белорусской сети, из-за обозначенных обстоятельств «новый игрок не сможет полноценно конкурировать с действующими на рынке ритейлерами по закупочным ценам, пока объем закупок товаров локального производства не достигнет значительных масштабов».

Кроме этого, считают в «Евроторге», сложность у потенциального конкурента возникнет и с тем, что «он будет вынужден сформировать новую ассортиментную матрицу для белорусского рынка, так как использование международной матрицы будет невозможным ввиду законодательных ограничений».

Интересно, что, несмотря на все перечисленные барьеры, «Евроторг» смог занять 19% на продовольственном рынке Беларуси и стать крупнейшей продуктовой сетью в стране.

Захотят ли зарубежные игроки преодолевать местные сложности и идти работать в Беларусь?

 

Куда (не) инвестируют иностранцы

Сказать, что ввиду местных особенностей иностранные инвесторы обходят белорусский ритейл стороной, нельзя. За 2010-2018 годы в розничном товарообороте Беларуси существенно увеличилась доля торговых компаний с иностранным капиталом — с 6,7% до 24,9%.

Правда, интерес иностранных инвесторов к белорусскому ритейлу довольно мозаичный. Заявок на приобретение активов (торговой недвижимости) для создания сетей продовольственных магазинов не видно.

«Интереса зарубежных сетей к продовольственной рознице Беларуси мы пока не наблюдаем. Почему? Конкуренция на белорусском продовольственном рынке среди действующих игроков высока. Некоторым торговым сетям приходится даже консолидироваться, чтобы успешно продолжать работать», — рассказал БелаПАН управляющий директор белорусского офиса консалтинговой компании Colliers International Денис Четвериков.

К тому же, продолжает он, условие торговать во многом белорусскими товарам действительно может быть «неприятным барьером для некоторых иностранных сетей», но при определенных условиях инвесторы могут быть готовы принять местные правила игры на продовольственном рынке, считает эксперт.

Схожего мнения придерживаются и другие инвестконсультанты.

«Действительно, пока интереса зарубежных инвесторов к продовольственной рознице в Беларуси мы не видим. Но интерес со временем может появиться», — считает директор инвестиционной компании «Юнитер» Роман Осипов.

По его мнению, местные требования по наличию белорусских товаров на полке не является красным флажком для всех зарубежных продовольственных сетей.

«Да, это условие, с которым могут согласиться не все. Но в Европе к крупным сетям также предъявляют неприятные требования, в частности, ограничивают время их работы. Поэтому наши требования по наличию белорусских товаров на полке не станут непреодолимым барьером для всех зарубежных продовольственных сетей», — считает Осипов.

Он предполагает, что когда в Беларуси в результате слияния небольших сетей появятся интересные активы, к ним могут проявить интерес иностранные инвесторы.

А пока зарубежный бизнес довольно активно входит в непродовольственный ритейл Беларуси.

«Известные иностранные бренды, которые торгуют обувью, одеждой, детскими товарами, занимают активную позицию и приходят на белорусский рынок. Более того, девелоперы новых и старых торговых центров Беларуси сами делают многое для того, чтобы к ним заходили известные за рубежом бренды», — констатирует Денис Четвериков.

В этом году, как ожидается, в Беларуси откроет свой первый магазин известный шведский бренд H&M, а крупная французская сеть Leroy Merlin уже готовит в Минске площадку для первого гипермаркета строительных материалов.

«Можно ожидать, что и в другие непродовольственные сегменты будут заходить зарубежные инвесторы. К примеру, Беларусь ежегодно импортирует кормов для животных на 120 млн долларов, а на наш рынок пока никто из иностранных инвесторов в этот сегмент не пришел», — констатирует Роман Осипов. 

В общем, интересные ниши существуют, и доля компаний с иностранным капиталом в розничном товарообороте за счет непродовольственного сегмента будет расти, прогнозируют эксперты.